Основные идеи К. Маркса

Религия трудящихся — без Бога, так как хочет восстановить божество человека. Религия — это опиум для народа. Упразднение религии как иллюзорного счастья народа есть требование его действительного сча­стья.

Религия — это вздох угнетенной твари, сердце бессердечного мира, подобно тому как она — дух бездушных порядков.

Религия есть самосознание и самочувствование человека, который или еще не обрел себя, или уже снова себя потерял.

Независимая мораль оскорбляет всеобщие прин­ципы религии, а особые понятия религии проти­воречат морали.

Именно лицемерие прикрывается богом, не веря ни в его действительность, ни во всемогущество добра; именно себялюбие ставит личное спасе­ние выше спасения общественного целого. Критика религии есть критика той «юдоли плача», священным ореолом которой является религия. Всякая религия является не чем иным, как фан­тастическим отражением в головах людей тех


внешних сил, которые господствуют над ними в их повседневной жизни, — отражением, в кото­ром земные силы принимают форму неземных.

Отчаяние в собственном спасении превращает личные слабости в слабости человечества, что­бы сбросить это бремя с собственной совести. Легко быть святым, когда не хочешь быть чело­вечным.

Чем «божественнее», т.е. нечеловечнее, являет­ся что-либо, тем меньше мы в состоянии им вос­хищаться. Только человеческое происхождение содержания всех религий дает им еще кое-где хоть какое-то право на уважение.

 

70 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 13. С. 7.


экономических (базисных) факторов, превратным отношением которых она является. Ее общественная функция заключается в том, что она определен­ным образом интерпретирует существующие отношения, а не продуцирует их. Религия есть идеология, ее самая ранняя, исторически первая форма. Ее социальная функция — функция идеологическая: она или оправдывает и тем самым узаконивает существующие порядки, или осуждает их, отказывает им в праве на существование. Она может питать социальный конформизм, слу- ' жа тормозом общественного развития, или же стимулировать социальный протест, играя революционную роль71.

В социальной теории Маркса опре­деляющая роль в развитии общества принадлежит не сознанию, а бытию. Бытие определяет сознание, взаимоот­ношения людей, их поведение и взгля­ ды. Фундаментом общественного бы­тия выступает общественное производ­ство. Оно представляет одновременно процесс и результат взаимодействия производственных сил (орудия труда и люди) и производственных отноше­ний. Совокупность не зависящих от сознания людей производственных от­ношений составляет экономическую структуру общества. Она называется базисом. Над базисом возвышается юридическая и политическая надстрой­ка. Сюда относятся различные формы общественного сознания, в том числе религия и наука. Базис первичен, а надстройка вторична.

Марксизм исходит из утверждения, что характер надстройки определя­ется характером базиса. Это значит, что экономические отношения в зна­чительной степени72 определяют возвышающуюся над ними надстройку, т.е. совокупность политических, моральных, правовых, художественных, философских, религиозных взглядов общества и соответствующих этим взглядам отношений и учреждений. Поскольку сменяется природа базиса, постольку меняется и природа надстройки. Поэтому можно, например, ожидать, что феодальная политическая структура будет существенно отли­чаться от капиталистической прежде всего в силу того, что способы органи­зации хозяйственной жизни в этих двух формациях существенно отличаются друг от друга.

Отношения между базисом и надстройкой разворачиваются так. Базис обладает абсолютной автономией и независимостью от надстройки. Над­стройка по отношению к базису обладает лишь относительной автономией. Отсюда следует, что подлинной реальностью обладает прежде всего эконо­мика, отчасти — политика, т.е. она реальна — с точки зрения влияния на общественную формацию — лишь во вторую очередь. Что касается идеоло­гии, то она реальна уже как бы в третью очередь. Она важнее искусства, но

См.: Гараджа В.И. Религиоведение: Учеб. пособие. М., 1995.

Но не целиком и полностью, как иногда считают сторонники экономического детерминизма. Не­который люфт существует. Если бы между уровнем экономики страны и степенью развития куль­туры существовало строго однозначное соответствие и жесткая связь, то самой разнообразной куль­турой обладали бы самые богатые страны. Но так происходит далеко не всегда. Есть счастливые исключения. Одно из ярких — российское общество. Вот почему, на наш взгляд, можно говорить лишь о 70%-ной детерминации надстройки со стороны базиса.

менее ценна, чем экономика или политика. А о религии Маркс вспоминал только со знаком «минус».

Так и выстраивается незримая (ибо явно Маркс нигде этот момент не прописывал) иерархия важности подсистем общества (рис. 23). В самом верху, почти за облаками, скрывается религия. За ней в низ шкалы спуска­ется искусство, которому у Маркса отводится незаслуженно мало места. Чуть ближе к базису располагается идеология, совсем близко размещается поли­тика. Чем ближе к базису, тем выше ценность этой сферы общества с пози­ций марксизма, и наоборот.

Такая позиция в трактовке социальной системы, как вполне справедли­во заметил А.Б. Гофман, резко отличает Маркса от Конта, для которого на­ука, мораль и религия — это действующие, практические силы, обладающие собственной реальностью и эффективностью73. Добавим, что и М. Вебер ста­вил духовные факторы, в том числе протестантскую религию, выше эконо­мики и политики, сумев аргументированно доказать — и заметим, на таком же обширном историческом материале, — что человеческой историей дви­жут именно они.

Рис. 23. Иерархия социальных подсистем общества у К Маркса

Для Маркса экономика важнее духовной сферы, атеизм важнее религии. Социологическая теория марксизма, в отличие от всех предшествующих и последующих социологических подходов — от Э. Дюркгейма и М. Веберадо П. Сорокина и П. Бергера, — заостренно антибуржуазна и антирелигиозна. У Маркса религия как форма иллюзорного сознания заслуживает меньше­го почтения, чем искусство (форма правильного, эстетического сознания) и даже идеология, играющая главную роль в деле сплочения пролетариата.

Марксу ненавистна не только религия, но и прежний атеизм, который видел свое призвание в разоблачении несостоятельности, противоречиво­сти религиозных взглядов: нужно не иллюзии разрушать, а те социальные отношения, которые порождают у человека саму потребность в этих иллю­зиях. А потребность эта возникает в классовом обществе — обществе, эко­номические и прочие условия которого отчуждают человека от продукта его собственного труда и от власти, которая воспринимается тружеником как чуждая, господствующая над ним сила. Религия классового общества в по-

71 Гофман А.Б. Социологические концепции Карла Маркса // История теоретической социологии: В 5 т. М., 1997. Т. 2. С. 188.

нимании марксизма — это социальное по своей природе явление, продукт общества, в котором отношения между людьми есть отношения господства и подчинения, а человек не свободен и превращен в средство, вместо того чтобы быть его конечной и высшей целью.

С точки зрения Маркса, религия является преходящим институтом че­ловеческого общества, существование которого связано с частной собствен­ностью и социальным отчуждением. По мнению Маркса, религия сама со­бой отомрет в обществе, в котором исчезнут социальные антагонизмы, от­чуждение, в котором человек будет не порабощенным существом, а свободным творцом своей жизни: «религия будет исчезать в той мере, в ка­кой будет развиваться социализм»74. Поскольку религия родилась как иллю­зорное сознание низшего класса — сирых и униженных, надобность в ней отпадает сразу, как только исчезнет деление на высших и низших, бедных и богатых. Однако история показывает, что разрушение религии неизбежно влечет за собой нравственную деградацию общества. В индустриально раз­витых странах сокращается поляризация общества, бедных становится все меньше, а средний класс — зажиточные и обеспеченные классы — числен­но расширяется. Тем не менее надобность в религиозном осмыслении мира не только не уменьшается, но, напротив, возрастает. Религия якобы исто­рически изживает себя в той мере, в какой развиваются свобода и самосто­ятельность человека. Свободы в демократических странах действительно становится больше, но больше у людей и свободного выбора в деле вероис­поведания. И они делают свой выбор в пользу религии, а не атеизма.

В тесной связи с идеями Маркса находятся работы его друга и сподвижни­ка Ф. Энгельса, в которых сделана попытка применения марксистского ме­тода к исследованию социального значения религии и атеизма, его сравнитель­ный анализ раннего христианства и рабочего движения XIX в., ряд других ис-торико-социологических работ, посвященных выяснению роли религиозного фактора в Крестьянской войне в Германии, неоднозначного использования религии и атеизма при развитии буржуазных революций в Англии и Франции и др. («Бруно Бауэр и первоначальное христианство», «Книга откровения», «К истории первоначального христианства», «Крестьянская война в Герма­нии», Введение к английскому изданию «Развития социализма от утопии к науке», «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии»).








Дата добавления: 2016-07-09; просмотров: 1324;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2025 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.005 сек.