ВЗГЛЯДЫ Г. СПЕНСЕРА
Взгляды классика английской социологии конца XIX в. Герберта Спенсера(1820—1903) на религию не сконцентрированы в единое и целостное учение, они разбросаны по многим его работам. Для религиоведения наиболее важными являются следующие его сочинения: «Первые принципы» (1862), «Принципы социологии» (1876—1896), «Природа и реальность религии» (1885). Специально вопросам религии посвящены две статьи Спенсера: «Ретрогрессив-ная религия» (1884) и «Последнее слово об агностицизме и религия человеколюбия» (1884). Вопросов религии он касался в двух аспектах — с точки зрения познаваемости мира и с позиций роли религиозных институтов в развитии общества.
Как и Конт, основоположник английского позитивизма Г.Спенсер, положивший в основу развития общества дарвиновский закон борьбы за существование, полагал, что всё на свете, в том числе и общество, развивается от однородного к разнородному, от гомогенного к гетерогенному, от простого к сложному. Социальный прогресс ведет общество ко все большей дифференциации и разнообразию, на смену примитивному военному строю постепенно приходит современный индустриальный тип общества.
В теории познания он требовал того, чтобы все данные о явлениях, в том числе и сверхъестественных, получили эмпирическое подтверждение. Мы не можем знать о природе реальности самой по себе, если о ней нет проверенных в опыте знаний. Стало быть, мы не можем знать, существует Бог и каков его характер. Хотя Г. Спенсер критически относился к теории и практике религии, он допускал возможность дуализма, т.е. одновременного и законного существования науки и религии. Дело в том, полагал британский философ и социолог, что далеко не все подвластно науке и доступно научному познанию. Многое еще ею не открыто, а многое недоступно и вовсе — в силу ограниченности ее экспериментальных методик. Приходится признать наличие такой области, которая выпадает за рамки научного познания и в принципе ему не доступна. Вот там и обитает религиозная вера. К примеру, религиозные чудеса, демонстрируемые Иисусом Христом и святыми, зарегистрированные очевидцами и историческими документами, не поддаются научному осмыслению. Но это не значит, что их нет. Их просто нельзя проверить эмпирически или лабораторно. И до тех пор, пока мы не знаем, истинны религиозные верования или нет, мы не имеем права утверждать, что фундаментальные постулаты христианства ложные.
Спенсер утверждал, что признание существования Абсолютного Бытия требуется природой нашей мысли, потому что все то, что мы воспринимаем, имеет характер относительный, но все относительное потому относительно, что относится к чему-то не относительному, т.е. Абсолютному. Если мы признаем, что познание мира носит характер относительный, то тем самым мы признаем, что Абсолютное существует, потому что без Абсолютного не могло бы существовать относительное. Существование Абсолютного Бытия, следовательно, вытекает из природы нашего мышления. Отсюда наше неискоренимое убеждение в Его существовании. Спенсер считал, что научное мышление вынуждено признать Абсолютную непознаваемую реаль-
ность как основу и источник мирового бытия. Это то, что на языке религии называется Богом. Поэтому, утверждал Спенсер, наука и религия сходятся в признании основной истины о существовании непознаваемого Абсолюта8. Религия должна отказаться от претензии сделать понятным разуму высшее начало, так как все определения, доступные нашему пониманию, заимствованы из нашего мира явлений и, следовательно, бессильны уяснить общее начало. Наука же, в свою очередь, понимая непознаваемость абсолютного, должна тем не менее признавать факт его существования как абсолютную первопричину всего сущего9.
Эту мысль выразил еще в конце XVIII в. И. Кант в своей работе «Религия в пределах только разума». Положения религиозных учений лежат за пределами потенциального опыта и определяются не в сфере природы, исследуемой средствами математического естествознания, а в сфере нравственной внутренней свободы человека. Таким образом, наука и религия, рассматриваемые как вместилища знания, абсолютно различны по своей направленности. Знание науки и знание религии не пересекаются, они относятся к разным сферам, выполняют разное предназначение, возникают разными способами.
Таково решение религиозного вопроса в плоскости гносеологии и его можно назвать агностицистским. Все религии, существующие на планете, как бы ни различались их доктрины и системы верований, едины в признании того, что мир со всем его содержимым и окружением есть тайна, жаждущая объяснения. Вот почему Спенсер видел их сущность в «вере в вездесущность чего-то, что превосходит разум». В существовании «непознаваемого» он видел источник возникновения религии. Не религия создала зону непознаваемого и таинственного, а ее рождение явилось попыткой человечества еще в древние времена каким-то способом осмыслить эту область. Наука постоянно стремится отхватить от религии кусок за куском, предлагая рациональное объяснение тому, что раньше казалось загадочным и чудесным. Но как бы ни упиралась научная мысль, какими бы грандиозными ни были ее достижения, главное останется за ее границами — в мире существует тайна, которая никогда не будет доступна научному изучению.
Но, кроме того, религия для него была одним из многих подлежащих изучению и объяснению социальных явлений. У Спенсера она выступала средством достижения «единства», «объединения», «координации», «интеграции» в обществе. Он провел обоснование «полезности» и «необходимости» религии человеку и обществу, дал развернутый анализ функций религии на различных этапах эволюции общества. Спенсер выводил всю религию из первобытных идей о душе, из веры в ее посмертное существование, из культа мертвых, или культа предков. Во многом его построения близки к анимистической концепции Э. Тэйлора, но значение, которое он придавал культу мертвых в происхождении религии, позволяет рассматривать Спенсера
Бытие Божие: космологическое доказательство (www.zaksobr-media.ru).
Курс лекций по историческому материализму: Аналогический метод в социологии (Аксельрод-
Ортодокс Л.) |Статья] // Красная новь. 1923. № 6. С. 215-228.
прежде всего как теоретика манизма, т.е. культа мертвых. Спенсер различал первоначальные представления о духах (ghosts) и более поздние представления о душах (souls). В своем главном произведении — «Принципах социологии» — он рассматривает культ мертвых как основополагающий в эволюции религии и выводит из него другие ее формы. Мышление первобытного человека, полагал Спенсер, рационально, и хотя его познания ограничены, выводы разумны и логичны10.
Важная часть спенсеровской социологии — учение о социальных институтах, которые обеспечивают превращение асоциального по природе человека в социальное существо, способное к совместным коллективным действиям. Третий том его «Принципов социологии» (1876—1896), составивших часть 10-томной «Синтетической философии», задуманной им как энциклопедический компендиум всех наук", содержит множество исторических фактов, относящихся к так называемым «Ecclesiastical Institutions» (церковные, религиозные институты) и «Ceremonial Institutions» (обрядовые, церемониальные)12. Первые включают организации и учреждения, функционирующие в рамках признанных церковных институций, например, поместные, кафедральные и вселенские соборы, монастыри и монастырское подворье, церковно-приходские школы, духовные гимназии и семинарии, церковные суды, пастырские практики и др., а вторые охватывают неорганизованные (в смысле не относящиеся к официальным учреждениям) религиозные практики, в том числе языческие, например, поминовение, инициации, крестины, отпевания и многое иное. «Ecclesiastical Institutions» регулируются существующими в данном обществе церковными и гражданскими законами, «CeremonialInstitutions» —толькообычным правом, народными традициями и обычаями. Поэтому их можно определить как совокупность обычаев, регулирующих повседневную жизнь и церковную деятельность мирян и прихожан в соответствии с принятыми в данной религии нормами и традициями. Первый тип институтов тесно связан с политикой, поскольку затрагивает сферу разделения власти между церковью и государством, второй тип почти никак не связан с ней и целиком зависит от сложившегося образа жизни и менталитета нации. Вместе они отражают степень гетерогенности современного общества, уровень его социокультурного развития13.
Церемониальные институты осуществляют функцию социального контроля в примитивном обществе, а церковные институты — в современном обществе. Те и другие, кроме того, еще придают целостность обществу и укрепляют социальную солидарность людей.
Институциональный анализ он начинает с семьи, брака и проблем воспитания (домашние институты), затем воспроизводит этапы эволюции се-
' Кабо В.Р. Происхождение религии: История проблемы (http://lah.ru). Этот труд включал: «Основные начала» (1862), «Основания биологии» (1864-1867), «Основания психологии» (1870-1872), трехтомный труд «Основания социологии» (1876-1896), «Социология
^ как предмет изучения» (1903), «Основания этики» (1879-1893).
12 The Principles of Sociology. 3 vols. London, 1882-1898. [A System of Synthetic Philosophy. Vol. 6-8]
CONTENTS: Vol. 1: Pt. 1. The data of sociology. Pt. 2. The inductions of sociology. Pt. 3. The domestic
relations; Vol. 2: Pt. 4. Ceremonial institutions. Pt. 5. Political institutions; Vol. 3: Pt. 6. Ecclesiastical
institutions. Pt. 7. Professional institutions. Pt. 8. Industrial institutions.].
13 Spencer H: Progess: Its Law and Causes // The Westminster Rev. (April 1857). Vol. 67. P. 445-447, 451.
454-456, 464-655.
мьи от неупорядоченных отношений между полами до моногамии, раскрывает взаимосвязь между типом общества и типом семьи, исследует изменения внутрисемейных отношений, происходящие под влиянием социального прогресса. Следующий тип социальных институтов Спенсер назвал обрядовыми (церемониальными). Они призваны регулировать повседневное поведение людей, устанавливая обычаи, обряды, этикет и правила повседневной жизни. Обрядовые институты возникают раньше других и продолжают действовать в любом обществе как необходимый элемент социальной организации. Наивысшего развития они достигают в милитаризованном обществе.
В анализе Спенсером «обрядовых институтов»14 специалисты видят ранний прообраз «теории социального контроля», охватывающей те бытовые, стихийно сложившиеся в обществе формы регуляции поведения во взаимоотношениях людей, которые действуют помимо права и религиозной морали. Обряды, обычаи, привычки, церемонии этикета, моды и т.п. — все это средства контролирования поведения и вынуждения поступков, одобряемых обществом. В соответствии с базовой схемой эволюции Спенсер усматривает истоки действующих обычаев в древних церемониалах приношения даров, взятия трофеев, триумфов и пр., особенно развитых в воинственных обществах, где они были частью машины принуждения15.
Третьим типом у него выступают политические институты — центральные — государство, армия, полиция, суды. Они сплачивают и дисциплинируют общество, но внешним образом, можно сказать, путем принудительного администрирования. Зато четвертый тип — церковные институты — обеспечивают интеграцию общества за счет внутренних, духовных ресурсов. Как и прочие институты, религиозные зародились в глубокой древности. Функции духовенства восходят к действиям шаманов и колдунов. Появлению касты жрецов способствовали войны. Постепенно эта каста создает организацию, контролирующую определенные сферы общественной жизни, поддерживая традиции, обычаи, верования.
В связи с этим Спенсер подробно рассматривает, с одной стороны, роль религии в становлении общества и государства, ее влияние на сдерживание и стимулирование социального прогресса, формирование науки и идеологии, политические режимы и разделение властей, с другой — социальные роли (и статусы) внутри института религии, послужившие прообразом или зародышем многих профессий и видов занятий: шаманы и колдуны как провозвестники врачей, жрецы и гуру как наставники и учителя, священнослужители как особый тип управленцев, консультантов.
Спенсер Г. Основания социологии. Т. 1-2; Соч. Т. IV. Киев; СПб.; Харьков, б.г. Т. 2. Ч. 4. Ковалев А.Д. Эволюционистская социология Г. Спенсера: Опыт синтетического подхода // История теоретической социологии: В 5 т. Т. 2: Социология XIX века (Профессионализация социально-научного знания). М., 1997. С. 262.
СОЦИОЛОГИЯ РЕЛИГИИ Э. ДЮРКГЕЙМА16
Обстоятельное исследование религии провели представители французской социологической школы — Э. Дюркгейм, М. Мосс, Р. Юбер, Л. Леви-Брюль.
Эмиля Дюркгейма(1858—1917) называют ключевой фигурой в теоретической социологии, стоящей в одном ряду с Марксом и Вебером. Он посвятил свою жизнь строительству профессиональной социологии во Франции, обучал студентов и основал общество по изучению теории и методов новой науки, а также руководил журналом, который был рупором социологических исследований, новых идей и разработок в этой области знания. Дюркгейм придал социологии статус серьезной науки и оказал огромное влияние на ученых других стран, особенно США и Англии. Но помимо организации и институционализации социологии он внес значительный вклад в мировую науку своими четырьмя главными работами: «О разделении общественного труда» (1893), «Правила социологического метода» (1895), «Самоубийство» (1897), «Элементарные формы религиозной жизни» (1912). Его перу принадлежит около 200 научных работ.
На особое отношение Дюркгейма к религии повлияли, как считают некоторые авторы, биографические факты. С ранних лет его готовили к профессии священника, воспитывали на незыблемых нравственных принципах, и в 13 лет он даже прошел иудейскую конфирмацию. Но затем последовал резкий поворот в судьбе. Биографы отмечают, что определенное влияние оказала его школьная учительница-католичка. Короткое время он увлекался мистицизмом, но и в нем скоро разуверился. Вероятно, Дюркгейма уже тогда привлекала в религии не доктрина, а социальная, нравственная и антропологическая сторона. Детство, юность и молодость воспитали в Дюрк-гейме любовь к трем вещам, которую он пронес через всю жизнь и отразил в своем учении, а именно к религии, социализму и коллективной солидарности. Доходило до того, что социальную реальность он понимал как моральный порядок, хотя часто маскировал эту формулу другими словами.
После опубликования «О разделении общественного труда» Дюркгейма обвинили в том, что он — «материалист». Он резко возразил, утверждая, что его социология — целиком идеалистическая, ибо «основной социальный феномен — религия, этика, закон, экономика и эстетика есть ничто иное, как системы ценностей». Социология находится ближе к философии, нежели к психологии. Ценности в самом деле — сущность идеальная, и на них базируется религия. Но в отличие от философии социология изучает процесс институциализации ценностей, т.е. кристаллизации их в материальных объектах, коллективном сознании и коллективных действиях17. В книге «Элементарные формы религиозной жизни», посвященной религиозным верованиями примитивных обществ, Дюркгейм представил религию как сис-
16 Материал подготовлен при авторском участии СВ. Трофимова.
17 Thompson К. Emile Durkheim.London; N.Y., P. 84.
тему символов, базис которых составляют важнейшие социальные потребности — сохранение целостности общества, трансляция культуры. «Религиозные представления — это коллективные представления, выражающие коллективные реальности; обряды — это способы действия, возникающие только в собравшихся вместе группах и призванные возбуждать, поддерживать или восстанавливать определенные ментальные состояния этих групп»18.
Таким образом, религия с самого начала определила ориентир научного поискан методологию социологического дискурса у Дюркгейма. Но подходить к ней, как и к прочим общественным явлениям, он требовал объективно. Что означает его объективность и каков в связи с этим дюркгеймовский идеализм?
В книге «Правила социологического метода» (1895) он определяет предмет социологии как социальные факты, которые обладают двумя отличительными признаками: объективностью (внешним существованием) и принудительностью по отношению к индивидам. Социальный факт не зависит от индивидуальной воли. Так, например, религиозные верования, обычаи, язык, письмо, формы хозяйствования ведут себя независимо от поведения индивида. Эти типы поведения и мышления не только находятся вне индивида, но и наделены силой, вследствие которой они навязывают человеку свою волю независимо от него самого. Поэтому социальные факты не могут иметь другого субстрата, кроме общества в целом или его отдельной группы: религиозной, политической, литературной школы и др. В 1915 г. Дюркгейм писал: «Существует три группы фактов, которые надо изучать особенно: религиозные, моральные и легальные, экономические факты. Вместо того чтобы двигаться навстречу общей социологии, некоторые из нас посвящают себя социологии религии, другие — социологии морали и закона, третьи — социологи экономики... внутри каждой из этих специальных социологии есть проблемы, которые требуют конкретного рассмотрения...»19
В последнем и самом значительном из своих капитальных трудов — «Элементарные формы религиозной жизни» (подзаголовок этой книги — «Тоте-мическая система в Австралии») Эмиль Дюркгейм продолжает и совершенствует анализ социальной жизни, начатый им в работах «О разделении общественного труда», «Правила социологического метода» и «Самоубийство». Он посвятил эту работу анализу социальных корней и функций религии. В ней прослеживаются три главные темы: 1) общая теория общества, в которой религия рассматривается как центральный фактор, интегрирующий
18 Дюркгейм Э. Элементарные формы религиозной жизни // Мистика. Религия. Наука. Классики
мирового религиоведения. Антология: Пер. с англ., нем., фр. / Сост. и общ. ред. А.Н. Красникова.
М., 1998. С. 186.
19 Durkheim E. Essays on Sociology and Philosophy / Ed. by K.H. Wolf. N.Y., 1964. P. 380.
социальную жизнь; 2) социология религии, объясняющая появление религиозных представлений; 3) этнология религии, объясняющая религию австралийских аборигенов (описание и подробный анализ системы кланов и тотемизма в некоторых австралийских племенах).
Выбор австралийских аборигенов был неслучайным. Они позиционировали общество механической солидарности — исходное начало современной цивилизации, и, как считал Дюркгейм, в «незамутненном» последующими наслоениями виде могли открыть взору ученых религию в чистом виде, т.е. в ее элементарных формах. Отсюда и происходит название сочинения французского социолога. Дюркгейм был уверен, что на основе изучения примитивных форм религии можно создать теорию высших религий. Логика научного анализа выглядела приблизительно так: сначала определяется феномен «примитивной» религии австралийских аборигенов, как самого простого типа, затем рассматриваются и опровергаются иные теории религии, наконец, на третьем этапе, демонстрируется социальная природа религий.
Таким образом, анализ истории религии — от древнейших форм к современным — происходит у Дюркгейма параллельно с анализом эволюции общества — от механической солидарности к органической.
Общество трактуется Дюркгеймом как реальность особого рода — sui generis, не сводимая к совокупности индивидов. В своем развитии общество проходит две ступени — механическую солидарность, соответствующую первобытному обществу, и органическую солидарность,характеризующую современный этап.. Дюркгейм полагал, что в примитивном обществе австралийских аборигенов религия обеспечивает социальную «механическую» солидарность. В более развитом, социально дифференцированном обществе религия способна служить надежной опорой, придавать чувство защищенности и осмысленности существования, утрата которых ведет к аномии.
Механическая солидарность преобладает в архаических или примитивных обществах и основана она на сходстве. Члены общины притягиваются друг к другу благодаря тому, что у них очень много общего — язык, обычаи, верования, даже общие исторические воспоминания; в одинаковых ситуациях они испытывают одни и те же чувства. На стадии механической солидарности, где господствующими элементами социальной жизни выступают клан, табу и тотем, религия выполняет роль интегратора — всеобщего объединителя людей. Религия, право и мораль — вот наиглавнейшие факторы поддержания нормативного порядка и социального равновесия. Они цементируют традиционное общество — общество тотального послушания и смирения — гораздо прочнее, чем скрепляют современное общество существующие в нем институты. Правда, и цену за такое единство приходится платить немалую. Основная — растворение личности без остатка в коллективе. Это примерно как в муравейнике, рассмотренном нами в т. 4 «Фундаментальной социологии»: все передвигаются удивительно слаженно, но никто из особей не представляет собой ни личность, ни индивидуальность.
4S0
В подобных системах частная жизнь не отделена от коллективной, ее автономия и самостоятельность никем и ничем не гарантированы, авторитет общего сознания носит принудительный характер. Нередко этот авторитет приобретает атрибутику религиозного преклонения, хотя по своему содержанию он является светским. Исследование религии эпохи механической солидарности, которую он относит к тотемизму, у Дюркгейма основано на анализе этнографических описаний жизни австралийских аборигенов. Дюркгейм анализирует тотемизм, пользуясь понятиями клана и тотема, на которых образован мир священных вещей в австралийских обществах. Для него чрезвычайно важно, что тотемизм представляет собой наипростейшую религию, устойчиво существующую реальность:
«Тотемизм — это вера не в каких-то животных, каких-то людей или какие-то изображения, а в некую безымянную и безличную силу, обитающую в каждом из этих существ, не смешиваясь при этом ни с кем из них. Никто не обладает ею целиком, но все имеют к ней отношение. Она настолько независима от отдельных субъектов, в которых воплощается, что и предшествует их появлению, и живет после них. Умирают индивиды. Одни поколения заменяются другими. Но эта сила по-прежнему остается современной, живой и неизменной. Она одушевляет сегодняшнее поколение, как одушевляла и вчерашнее, и как будет одушевлять завтрашнее. В самом широком смысле слова можно сказать, что эта сила — бог, поклонение которому отличает каждый тотемиче-ский культ. Только бог безличный, безымянный: внеисторический, имманентный миру, рассеянный среди бесчисленных вещей»20.
Исходя из этих основных идей, он раскрывает понятия души, духа, Бога, анализирует религиозные представления. Дюркгейм стремится обнаружить пределы тотемической систематизации и одновременно показать возможный переход от тотемического мира к более поздним религиям.
На стадии органической солидарности происходит изменение роли и возможности религии, поскольку растет социальная дифференциация общества, появляются неравенство, классы, частная собственность, рынок и система общественного договора. Но самое главное — религия отделяется от государства и возникает гражданское общество. Ускоряющийся процесс секуляризации общества приводит к появлению светских идеологий, которые отныне выступают функциональным эквивалентом религии. Такой тип солидарности называется «органическим» по аналогии с органами живого существа, каждый из которых не похож на другие и выполняет свои специфические функции.
До подробного и тщательного анализа религии в эпоху органической солидарности Дюркгейм так и не добрался, а потому рукопись его главной религиоведческой книги обрывается на пороге этой эпохи. Правда, в свое время его земляк О. Конт премного постарался для того, чтобы как следует описать именно современную религиозную обстановку и даже выдумал особый, научно-утопический, или позитивный, тип религии — социолатрию.
Религия, как и все другие общественные институты, представляет собой «социальный факт» и к ее анализу применима та же методология и те критерии оценки, как и во всяким другим социальным фактам. Для возникно-
Durkheim Ё. Les formes elementaires de la vie religieuse. Paris, 1979. P. 269.
вения социального факта, указывал Э. Дюркгейм, необходимо, чтобы по крайней мере несколько индивидов объединили свои действия и эта комбинация породила новый результат. А поскольку коллективный синтез усилий происходит вне сознания индивидов (так как образуется на основе взаимодействия множества сознаний), то он требует в качестве своей предпосылки нормы и правила совместного поведения, а в качестве своего результата имеет коллективные ценности, общественное сознание, идеологию, культуру и религию.
Особое место религии в обществе Дюркгейм объясняет спецификой социальной реальности и коллективного сознания: «коллективное сознание — не просто эпифеномен морфологической базы, также как индивидуальное сознание — не просто расцвет нервной системы. Для появления первого нужно, чтобы произошел синтез suigeneris индивидуальных сознаний. Этот синтез приводит к высвобождению целого мира чувств, идей, образов, которые в момент своего появления подчиняются присущим им законам»21. Разнообразные формы религии встречаются во всех обследованных наукой исторических типах общества, а потому религию можно считать универсальным социокультурным феноменом." Понятно, что Дюркгейм писал о религии как о необходимом структурном элементе любого общества, как системе институализированных норм, верований и ценностей, разделяемых всеми членами общества. Он же дал анализ основных функций религии в целом и ранних форм религии.
Подход к этой проблеме определялся его общей теорией религии, в которой он видел символическое выражение социальной действительности. Изучение «негативного культа» (табу, запреты) и «позитивного» (жертва, имитационные обряды и др.), по его словам, обнаружило, что религиозные институции, и в первую очередь ритуалы, имеют ряд жизненно важных функций, среди которых обращают на себя внимание четыре основные: социализирующая, интегрирующая, воспроизводящая и психотерапевтический эффект ритуала.
Одним из первых он обратился к проблеме функций ритуала. Религиозные ритуалы готовят индивида к социальной жизни благодаря двум своим функциям: а) навязывают ему определенную самодисциплину; б) вооружают его известной практикой аскетизма22. Религиозные церемонии объединяют людей, укрепляют социальные связи и групповую солидарность. Религиозные празднества, обычаи и ритуалы поддерживают и оживляют культурное наследие народа, помогая передавать наиболее чтимые ценности будущим поколениям. Психотерапевтический эффект религии заключается в том, что она помогает преодолеть одиночество, утрату смысла жизни, стрессы и фрустрацию, внушить человеку веру в свои силы и дать надежду на будущее.
Носителем солидарности, цементирующей людей, выступает коллективное сознание, творцом этой солидарности является мораль, а источником морали служит религия. Такой выглядит иерархия высших ценностей и социологических категорий у французского мыслителя, с детства усвоившего главную заповедь: научное познание должно быть нравственным, пропитан-
21 Durkheim Ё. Les formes elementaires de la vie religieuse. Paris, 1979. P. 611.
22 Coser LA. Masters of Sociological Thought: Ideas in Historical and Social Context. Fort Worth, 1977.
P. 136-139.
ным моральными ценностями. Будучи порождением общества, религия укрепляет социальную сплоченность и формирует духовные идеалы.
Согласно Дюркгейму, религия — это символическое выражение общества, поэтому, поклоняясь тем или иным священным объектам, верующий в действительности поклоняется обществу — реальному объекту всех религиозных культов. Дюркгейм дает следующее определение религии: «Религия есть солидарная система верований и практик, относящихся к вещам священным, обособленным, запретным, верований и практик, которые объединяют в одну моральную общность, называемою церковью, всех, кто
их принимает»23.
Общество и религия у французского социолога смотрятся друг в друга как в свое отражения, не зная, кто из них копия, а кто — оригинал. Что возникло раньше, а что выступает дериватом, так и осталось для нас тайной. Дюркгейм лишь обосновывает их фундаментальную и неразрывную взаимосвязь. Толкотт Парсонс подчеркивал, что Дюркгейм первым увидел, будто «человеческое общество и культурные рамки человеческой жизни, включая знание, развивались параллельно из общего источника, и на относительно развитых стадиях социокультурного развития должна была произойти их дифференциация».
Действительность, скрытая в священном, является «преображенном и осмысливаемом символически обществом». Это уже не кантовский постулат о Боге, служащем высшим основанием морали, но постулат общества, понятого как «моральная личность» и в этом качестве требующая поклонения. Э. Дюркгейм продемонстрировал то, что Хабермас называет «сакральными корнями морального авторитета». Мораль одновременно принуждает как долг и привлекает как благо. Вместе с тем, та же двойственность присуща и понятию священного24.
К религии Дюркгейм обращается во многих своих произведениях, в том числе напрямую с ней не связанных. Сопоставив данные статистики самоубийств в нескольких европейских странах, Дюркгейм в своей книге «Самоубийство» пришел к выводу о том, что самоубийства чаще совершают протестанты, нежели католики. Его анализ убеждает в том, что основным фактором самоубийств выступает прежде всего характер и сила социальных связей, свойственных той или иной социальной общности. Характер социальной среды либо препятствует, либо благоприятствует суициду. Христианство считает суицид величайшим грехом и запрещает самоубийство: Бог дал человеку жизнь и только он вправе забрать ее у него. Католики проявляют большее религиозное рвение и послушание законам своей религии. Да, они консервативны во всем, зато у них меньше самоубийств. Протестанты,
3 Durkheim Ё. Les formes elementaires de la vie religieuse. Paris, 1979. P. 65. 24 HabermasJ. Theorie de l'agir communicationnel. Paris, 1987. P. 79.
зачинщики капитализма и потворцы предпринимательству, менее религиозны. Они рационалистичны, алчны, своекорыстны. По большому счету протестантизм представляет собой духовную революцию и ниспровержение истинной веры. Путь к спасению для протестантов лежит в добросовестном труде и накопительстве. Такой, если можно выразиться, потребительский вариант христианства, созданный Кальвином и Лютером на потребу мелкой буржуазии, лишь на поверхностный взгляд является продолжением традиционного христианства. В действительности человек отрывается от Бога, вверяет свою судьбу самому себе и... расплачивается за это.
Религия по Дюркгеиму — это единство коллективного сознания, коллективного действия и коллективной общности
У Дюркгейма религия впервые предстала в единстве трех состояний: 1) коллективное сознание (верование, миф); 2) коллективное действие (ритуал, культ); 3) коллективная общность (церковь). Все они переплетены с другим понятием — социальным институтом. Э. Дюркгейм рассматривает религию как созданный человеком социальный институт, формирующийся естественным образом в ответ на отдельные условия его существования с целью удовлетворения определенных потребностей людей. Источником религии является совместный способ существования людей. В религии общество обожествляет само себя. Смысл и предназначение религии состоит в том, чтобы культивировать социальное чувство, обеспечивать влияние коллектива на индивида. Таким образом, для Э. Дюркгейма религиозными являются все коллективные представления и верования, если они носят обязательный для всех членов общества характер, и тем самым связывают индивида и общество, подчиняют его последнему.
В концентрированном виде социологический подход к религии выражен в «Элементарных формах религиозной жизни». Историки считают ее лучшей и самой зрелой книгой французского мыслителя. На русский язык она полностью до сих пор не переведена, хотя с ее фрагментами русская публика — по дореволюционным переводам — ознакомилась раньше, чем в других европейских странах.
В то время как другое фундаментальное произведение Дюркгейма «Самоубийство» целиком построено на анализе статистик, собранных из самых
разных источников, упомянутая выше книга представляет собой результат применения метода case study — изучения одного случая на примере верований австралийских аборигенов. Правда, провел он его, не выходя из своего кабинета и библиотеки, — на историческом материале. Дюркгейм выбрал именно аборигенов, полагая, что в примитивных верованиях, а не в развитых формах монотеизма, кроются элементарные, т.е. базисные, элементы религии как формы и способа выражения культуры. Религиозную систему можно считать «самой примитивной» при двух условиях: а) она обнаружена в обществе, организацию которого никакое другое общество не может
превзойти по своей простоте; б) ее природу можно объяснить, не заимствуя понятий из религий, предшествующих ей. По существу Дюркгейм обратился к исследованиям сообществ, которые он относил к механической солидарности, и вел себя так, как поступают обычно этнографы или антропологи, изучающие архаические племена в естественной среде обитания. Но цели, надо признать, были разные. Социология «стремится исследовать отжившие формы цивилизации не только с целью познать и реконструировать их», но и для того, чтобы с их помощью, быть может, лучше понять современное общество25. Но каким образом грубые культы австралийских племен могут помочь нам понять, например, христианство? Не произойдет ли сведения высших форм религии к низшим?
Отвечая на подобные вопросы, Дюркгейм тут же предупреждает: для социологии нет высших и низших форм религии, все они по-своему отражают социальную жизнь и в одинаковой мере способствуют адаптации социальной группы. Но «мы можем прийти к пониманию новейших религий, только прослеживая тот исторический путь, которым они постепенно сформировались... В действительности история составляет единственный метод объяснительного анализа, который можно к ним применить. Только она позволяет нам разложить институт на его составные элементы, поскольку она показывает нам их рождающимися во времени друг за другом. С другой стороны, помещая каждый из них в совокупность обстоятельств, в которых он возник, она дает нам в руки единственный возможный метод определения породивших его причин. Поэтому всякий раз, когда предпринимается попытка объяснить какое-нибудь человеческое явление, взятое в определенный момент времени — будь-то религиозное верование, нравственное правило, правовое предписание, художественная техника, экономический порядок — надо начать с восхождения к его наиболее простой, первобытной форме, постараться понять его особен-
Дюркгейм Э. Элементарные формы религиозной жизни // Мистика. Религия. Наука. Классики мирового религиоведения. Антология: Пер. с англ., нем., фр. / Сост. и общ. ред. А.Н. Красникова. М„ 1998. С. 175-176.
ности, характерные для этого периода его существования, затем показать, как оно постепенно развилось и усложнилось, как оно стало тем, что оно есть в рассматриваемый момент. Отсюда легко представить себе, насколько важно для этого ряда последовательных объяснений определить отправной пункт, от которого они отталкиваются... Нам необходимо обнаружить конкретную реальность, раскрыть которую нам может только историческое и этнографическое наблюдение»26.
Если в основании всех религий, всех систем верований и всех культов — как древних, так и современных — лежит ограниченный набор «представлений и ритуальных установок» (несмотря на разнообразие принимаемых ими форм), то легче обратиться к примитивным формам, дабы в них четко и ясно рассмотреть эти универсальные основания, которые в более поздних религиях загромождены множеством второстепенных черт. Тут действует принцип познавательной воронки: одна и та же субстанция находится наверху и внизу, но концентрируется она у основания, где ее легче всего подвергнуть анализу. Научное познание в социологии
«возможно отнюдь не путем наблюдения сложных религий, возникающих в ходе истории. Каждая из них сформировалась из столь разнообразных элементов, что очень трудно отличить в них вторичное от главного, существенное от преходящего. Возьмем религии Египта, Индии или классической древности! Это запутанное переплетение многочисленных культов, меняющихся в зависимости от местности, храмов, поколений, династий, вторжений и т.д. Народные суеверия смешаны в них с самыми рафинированными догмами. Ни религиозное мышление, ни деятельность не распределены здесь равномерно в массе верующих; разными людьми, кругами, в различных обстоятельствах верования, как и обряды, воспринимаются по-разному. В одном случае это жрецы, в другом — монахи, в третьем — миряне; встречаются мистики и рационалисты, теологи и пророки и т.д. В этих условиях трудно уловить то общее, что присуще всем. Можно найти полезное средство изучить через ту или иную из этих систем какой-то отдельный факт, который получил в ней особое развитие, например, жертвоприношение или пророчества, монашество или таинства. Но как обнаружить общее основание религиозной жизни под скрывающими его пышно разросшимися зарослями? Как за теологическими столкновениями, изменчивостью ритуалов, множественностью группировок, разнообразием индивидов выявить фундаментальные состояния, характерные для религиозного сознания вообще? Совершенно иначе обстоит дело в низших обществах. Незначительное развитие индивидуальностей, меньшие размеры группы, однородность внешних условий — все способствует сведению различий и изменчивости к минимуму. Группа постоянно создает интеллектуальное и моральное единообразие, которое в более развитых обществах мы находим лишь в редких случаях. Все одинаково присуще всем. Движения стереотипизированы: все выполняют одни и те же в одинаковых обстоятельствах, и этот конформизм поведения лишь выражает конформизм мышления. Поскольку все сознания втянуты в один и тот же круговорот, индивидуальный тип почти полностью смешивается с родовым. В то же время все не только единообразно, но и просто. Ничто так
26 Дюркгеим Э. Элементарные формы религиозной жизни // Мистика. Религия. Наука. Классики мирового религиоведения. Антология: Пер. с англ., нем., фр. / Сост. и общ. ред. А.Н. Красникова. М., 1998. С. 178.
не примитивно, как эти мифы, состоящие изодной-единственной, бесконечно повторяемой темы, чем эти обряды, состоящие из небольшого числа беспрерывно возобновляемых жестов. Воображение народа или духовенства еще не располагало ни временем, ни средствами, чтобы рафинировать и преобразовать исходный материал религиозных идей и действий. Последний поэтому оказывается открытым и доступным наблюдению, которому требуется лишь малейшее усилие, чтобы его обнаружить. Преходящее, второстепенное, избыточное еще не стало скрывать главное... первобытные религии не только позволяют выявить конститутивные элементы религии; они обладают также тем большим преимуществом, что облегчают их объяснение. Поскольку факты в них проще, связи между фактами в них также проступают более явственно. Причины, которыми люди объясняют себе свои действия, еще не были разработаны и искажены изощренной рефлексией; они ближе, интимнее связаны с теми движущими силами, которые реально определили эти действия»".
Социолог, равно как и физик, «для того чтобы открыть законы изучаемых им явлений, стремится упростить последние, освободить их от второстепенных характеристик. Что касается институтов, то природа стихийно производит такого же рода упрощения в начале истории»28. В начале истории в чистом виде предстают научному воображению не только социальные институты, но и категории мышления, которые «родились в религии и из религий они — продукт религиозного мышления». Даже самые элементарные категории, которыми мы пользуемся сегодня, допустим пространство и время, имеют религиозное происхождение. Деления на дни, недели, месяцы и годы соответствуют периодичности обрядов, праздников, общественных церемоний. Точно так же пространство вначале представляло собой способ территориальной организации жизни первобытного клана или племени. Так, у зуньи пространство включает в себя семь кварталов; каждый из этих кварталов составляет группу кланов. Кроме того, каждый квартал имеет свой цвет и ориентацию по частям света. «Имеется столько различных областей пространства, сколько кланов в племени, и именно место, занимаемое кланами внутри поселения, определяет ориентацию областей. Каждая область определяется тотемом клана, к которому она приписана»29.
Таким образом, философские категории и культурные понятия суть коллективные представления, выражающие состояние группы, зависящие от способа, которым построена и организована ее социальная жизнь, от ее морфологии, ее религиозных, нравственных, экономических институтов30. Однако в отличие от категорий, которыми оперирует наука и философия,
27 Дюркгейм Э. Элементарные формы религиозной жизни // Мистика. Религия. Наука. Классики
мирового религиоведения. Антология: Пер. с англ., нем., фр. / Сост. и общ. ред. А.Н. Красникова.
М., 1998. С. 180-182.
28 Там же. С. 184.
29 Там же. С. 188.
30 Там же. С. 194.
религиозные понятия имеют такую специфику, какой не обладает никакая иная культурная или общественная институация. И первой в этом ряду стоит понятие сверхъестественного. Сверхъестественное — это мир таинственного, непознаваемого, непостижимого. Религия представляет и размышляет о том, что не поддается научному мышлению. Вера в чудеса и таинственное породила множество ритуалов, культов и обрядов. Однако то, что кажется загадочным и необъяснимым современному верующему, представлялось совершенно естественным и понятным примитивному человеку, полагает Дюркгейм. «Для него нет ничего странного в том, что можно голосом или жестами управлять стихиями, останавливать или замедлять движение звезд, вызывать или прекращать дождь и т.д. Обряды, используемые им для обеспечения плодородия почвы или плодовитости животных, которыми он питается, не более иррациональны в его глазах, чем в наших глазах технические приемы, используемые нашими агрономами для тех же целей»31.
Однако и современные люди, овладев последними достижениями науки и техники, в области социальных фактов остаются еще на уровне первобытных людей. Многие люди допускают, например, что «законодатель может создать институт из ничего простым приказанием, выражающим его волю, что он может превратить одну социальную систему в другую, точно так же, как верующие многих религий допускают, что божественная воля извлекла мир из небытия или может произвольно превращать одни существа в другие»32.
Другое понятие, которым часто пытались определить религию, — это божество. Божество или — более широко — духовные существа выступают объектом поклонения и субъектом творения сверхъестественного. Только они способны на чудеса, которые не по силам простым людям. Они не только сверхсильные, но еще и сознательные существа, например, духи умерших предков или демоны. К ним направляют люди свои просьбы, жалобы, молитвы, одаривают их подарками и жертвоприношениями. «И поскольку цель религии состоит в регулировании наших отношений с этими особыми существами, религия может иметь место только там, где есть молитвы, жертвоприношения, искупительные обряды»33. Однако не все религиозные свойства проистекают от личностей божеств, указывает Дюркгейм, и существуют культовые отношения, цель которых состоит не в том, чтобы соединять человека с божеством. Религия, стало быть, выходит за рамки идеи богов или духов и, следовательно, не может быть определена исключительно ею34.
Кроме того, существуют религиозные явления, которые не относятся ни к одной религии. Они образуют содержание фольклора: праздники майского дерева, летнего солнцестояния, карнавалы, разнообразные верования, относящиеся к местным духам и демонам. Э. Дюркгейм называет их осколками исчезнувших религий, неорганизованными пережитками, которые образовались, в частности, под влиянием ассимиляции христианством языческих верований.
Общество возбуждает в человеке чувство божественного. Одновременно оно представляет собой и неотвратимую власть, и качественно высшую по
31 Дюркгейм Э. Элементарные формы религиозной жизни // Мистика. Религия. Наука. Классики
мирового религиоведения. Антология: Пер. с англ., нем., фр. / Сост. и общ. ред. А.Н. Красникова.
М., 1998. С. 202.
32 Там же С. 205.
33 Там же. С. 208.
34 Там же. С. 215-216.
отношению к индивидам реальность, вызывающую уважение, готовность к самопожертвованию и поклонению. Показателен намек Дюркгейма на революционный культ и символы гражданского общества. В качестве примера он обращается к французской истории. В период Великой французской революции люди были охвачены своего рода религиозным энтузиазмом. Слова «нация», «свобода», «революция» приобрели священную ценность, сравнимую с той, какую имело у австралийцев слово «чуринга».
Подчеркивая сходство между религиозными и гражданскими церемониями, Дюркгейм обращает внимание на общие черты сакрализации как социального процесса. Поэтому его работа явилась вкладом не только в становление социологии религии в собственном смысле, но и в изучение гражданской религии и светских культов.
Религиозные явления разделяются на две основные категории: верования и обряды. Первая — это состояние со1 знания, выраженное в представлениях; вторая — определенные способы действия. Обряды отличаются от других человеческих действий только объектом, а его специфика выражена в веровании.
В конечном счете Дюркгейм отвергает определения религии через веру в бога (так как существуют религии без бога), через веру в сверхъестественное (последняя предполагает веру в естественное, возникшую сравнительно недавно вместе с позитивной наукой). Он исходит из того, что отличительной чертой религиозных верований всегда является деление мира на две резко противоположные сферы: священное и светское, или сакральноеи мирское35.Разделение мира на две области — отличительная черта религиозного мышления. Верования, мифы, догмы, легенды выражают природу священного.
Э. Дюркгейм считал, что религия связана с функционированием в обществе или группе священных объектов. Они представляют собой коллективные идеалы, воплощенные в материальной форме, они придают коллективным верованиям и представлениям обязательный характер, позволяют принудительным образом воздействовать на индивидов и общество. Различие в социальной жизни двух сфер бытия — мирской (светской, профанной) и священной — является, по Дюркгейму, главным признаком религии. Мирское — это сфера повседневной жизни, с частными интересами и повседневными заботами. Священное — это особая сфера, которая состоит из особых предметов, верований и обрядов. Священное наделено особым моральным авторитетом и властью. Оно — предмет почитания и поклонения, источник запретов и принуждения.
Дюркгейм Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение: Пер. с фр. / Сост., послесл. и примеч. А.Б. Гофмана. М., 1995. С. 116-118.
«Оба мира воспринимаются не только как разделенные, но как враждебные и ревниво соперничающие друг с другом. Поскольку принадлежать целиком к одному из них можно только при условии полного ухода из другого, человека призывают полностью удалиться от светского, чтобы вести исключительно религиозную жизнь. Отсюда монашество, которое наряду с естественной средой, в которой большинство людей живет мирской жизнью, искусственно организует другую среду, закрытую для первой и стремящуюся стать почти ее противоположностью. Отсюда мистический аскетизм, цель которого — искоренить в человеке все, что может в нем оставаться от привязанности к светскому миру. Отсюда, наконец, все формы религиозного самоубийства, логически увенчивающего этот аскетизм, ибо единственный способ полностью избежать светской жизни — это в конечном счете уйти из жизни вообще... Священные вещи — это те, которые защищены и отделены запретами; светские вещи — те, к которым эти запреты применяются и которые должны оставаться на расстоянии от первых. Религиозные верования — это представления, выражающие природу священных вещей и их отношения либо между собой, либо со светскими вещами. Наконец, обряды — это правила поведения, предписывающие, как человек должен вести себя со священными вещами»36.
Отличительной чертой религиозных верований является деление мира на священное и светское
Каждая однородная совокупность священных вещей или значительная священная вещь образуют организующий центр, к которому тяготеет какая-то группа верований и обрядов, особый культ. Не существует религии, был уверен Дюркгейм, которая бы не признавала множественность священных явлений. Так католичество допускает существование, помимо Бога еще Святой Девы, ангелов, святых, душ умерших и т.п.
36 Дюркгейм Э. Элементарные формы религиозной жизни // Мистика. Религия. Наука. Классики мирового религиоведения. Антология: Пер. с англ., нем., фр. / Сост. и общ. ред. А.Н. Красникова. М., 1998. С. 221-222.
В религиозных системах представления о священном облекаются в мифологическую форму и выливаются в культовые действия. Э. Дюркгейм в религии придавал решающее значение не верованиям и догматическим формулам, а ритуалам и обрядам, т.е. культовым действиям. По его мнению, сущность культовых действий состоит в том, что через них социальная общность открывает себе дорогу к священным объектам и затем обеспечивает возвращение в обычный мир. «Собственно, религиозные верования всегда являются общими для определенной группы, которая открыто признает свою приверженность им и связанным с ними обрядам. Они не только допускаются всеми членами данной группы в качестве личного дела, но и являются делом группы и создают ее единство. Составляющие ее индивиды чувствуют себя связанными между собой уже только тем, что у них общая вера. Общество, члены которого едины потому, что они одинаково представляют себе священный мир и его отношения со светским миром и потому, что они выражают это общее представление в одинаковых действиях,— это то, что называют Церковью. Церковь либо узко национальна, либо простирается над границами; либо она охватывает весь народ целиком (Рим, Афины, древнееврейский народ), либо лишь его часть (христианские общества со времени утверждения протестантизма); либо она управляется корпусом священников, либо она почти полностью лишена всякого специально уполномоченного органа»37.
Сущность религии состоит в разделении мира на священные и мирские феномены, а не в вере в трансцендентного бога, поскольку есть религии, даже высшие, не несущие идею божества. Кроме того, понятие тайного, сверхъестественного имеет гораздо более позднее происхождение, чем священное, поскольку противопоставлено понятию «естественного», возможному только при существовании четкой, сформулированной позитивной и научной мыслью, идеи. Поэтому мировоззрение верующего образовано именно в силу разделения мира на две части — мирскую и священную. Священные вещи, находясь в отношениях координации и субординации, образуют систему, а совокупность верований и соответствующих обрядов и составляет религию, предполагающую организацию верований в обряды или практику, более или менее логическим образом вытекающие из этих верований. Понятие церкви, весьма своеобразно трактуемое Дюркгеймом, дополняет понятия священного и системы верований, отграничивая религию от магии, не предполагающей обязательно общественного объединения верующих.
Кроме того, Дюркгейм выявляет важность двух видов общественных феноменов — символов и обрядов. Многие виды социального поведения обращены не столько к самим вещам, сколько к символам вещей. В тотемизме запреты распространяются не только на тотемические животные или
Дюркгейм Э. Элементарные формы религиозной жизни // Мистика. Религия. Наука. Классики мирового религиоведения. Антология: Пер. с англ., нем., фр. / Сост. и общ. ред. А.Н. Красникова. М., 1998. С. 226.
растения, но и на предметы с ихизображением. Точно также и сегодня наше поведение ежедневно обращено не только к самим вещам, но и к их символам, например: знамя, представляющее собой символ родины, вечный огонь на могиле Неизвестного солдата, также несущий символическую нагрузку. Общественные манифестации в поддержку такой-то политики или против нее — это тоже акты обращения как к символам, так и к вещам.
Дюркгейм разработал теорию обрядов, выявил их разные типы и общие функции. Он различает три рода обрядов: негативные, позитивные и — как он их именует — искупительные. Дюркгейм изучает также миметические, или представительные, обряды, выражающиеся в подражании тому, что хотят вызвать38. Все эти обряды выполняют исключительно важную общественную функцию поддержания общности, чувства принадлежности к группе, верований.
Культ направлен на осуществление дуализма священного и светского в поведении людей. Соответственно все религиозные обряды подразделяются на два вида — негативные и позитивные. Цель первых, — резко разграничив священное и светское, предотвратить осквернение священного. Это достигается путем самоотречения, самопожертвования, крайнего аскетизма. Задачей же позитивного культа является приобщение верующих к священному миру.
Культовые действия всегда совершаются коллективно. И принимая во внимание этот факт, Э. Дюркгейм предлагает такое истолкование религиозного феномена: священное — это почитание в качестве святого главной социальной ценности данного общества — самого этого сообщества. А совершение культового действия — это акт, через который данная социальная общность каждый раз утверждает себя в качестве данной общности, иначе говоря, осознает самотождественность. В соответствии с таким подходом Э. Дюркгейм дает следующее определение религии: «Религия представляет собой целостную систему верований и обрядов, относящихся к священным вещам, т.е. к вещам особым, запретным, это система таких верований и обрядов, которые объединяют в единую моральную общину, называемую Церковью, всех тех, кто признает эти верования и обряды»39.
В отличие от религии, магия не является фактором социальной интеграции группы. Между магом и обращающимися к нему индивидами нет длительных связей, которые бы делали их членами одного и того же духовного союза. А потому на свете не существует такого явления, как магическая церковь. «У мага есть своя клиентура, а не Церковь, и его клиенты могут вполне не иметь между собой никаких отношений, вплоть до того, что могут не знать друг друга. Даже те отношения, которые они поддерживают с ним, обычно бывают случайными и поверхностными... Колдун, чтобы заниматься своим искусством, отнюдь не нуждается в своих собратьях. Он скорее одиночка... Религия, наоборот, неотделима от идеи Церкви... Церковь — это не просто жреческое братство; это нравственная община, образованная всеми верующими»40.
38 См.: Трофимов СВ. «Элементарные формы религиозной жизни» Э. Дюркгейма // Социологическая энциклопедия: В 2 т. М., 2003.
39Дюркгейм Э. Элементарные формы религиозной жизни// Мистика. Религия. Наука. Классики мирового религиоведения. Антология: Пер. с англ., нем., фр. / Сост. и общ. ред. А.Н. Красникова. М., 1998. С. 230-231.
40 Там же. С. 227-228.
Э. Дюркгейм дает расширенную трактовку религии, по сути дела, отождествляя социальное и религиозное. «Священные объекты» он трактует как символы общественного единства. У австралийских туземцев в качестве такого символа выступает тотем — животное или растение, которое рассматривается той или иной социальной общностью как общий предок-покровитель, и связь с которым отличает данную общность от другой. Для христиан таким символом выступает Иисус Христос. В современном обществе появились новые мифы и символы, связанные с научным объяснением мира. Профанация священных объектов происходит в магии. Нет на свете двух
столь похожих и одновременно антагонистических явлений, как магия и религия. Магия также состоит из верований и обрядов. В ней, как и в религии, есть свои мифы и догмы; они лишь более рудиментарны, поскольку преследуют утилитарные цели. У нее также есть свои церемонии, жертвоприношения, очищения, молитвы, свои песнопения и танцы. Демоны также являются распространенным инструментом магической деятельности. Вместе с тем религия испытывает к магии явное отвращение и взаимную враждебность. Как отмечали Р. Юбер и М. Мосс, в приемах, применяемых колдунами, есть нечто глубоко антирелигиозное.
В заключение книги «Элементарные формы религиозной жизни» Дюркгейм выводит из анализа тотемизма социологическую теорию познания. Не случайно первоначально Дюркгейм намеревался назвать свой труд «Элементарные формы мышления и религиозной жизни». Действительно, стремясь понять верования и обряды австралийских племен, он пытается также понять способы мышления, связанные с религиозными верованиями. Религия представляется не только как первичная основа морали и религиозных правил в строгом смысле слова, но и научного мышления. Дюркгейм описывает колдуна на тех же критических основаниях, что и ученого, исходя из того, что колдун, как и ученый, при неудачах принимает дополнительные гипотезы в своих изысканиях. Два принципа, которые характеризует метод Дюркгейма, состоят в том, что следует принимать предположения, допустимые с точки зрения психологии, и необходимо учитывать все факты, допустимые для наблюдения.
В противовес существующим в его время концепциям происхождения религии Э. Дюркгейм доказывал, что никакие наблюдения человека ни над внешней, ни над своей собственной природой не могли породить религиозных верований. Эти верования могли зародиться только в обществе, в сфере коллективных представлений, которые человек получает не из своего личного опыта, но которые навязываются ему общественной средой. Э. Дюркгейм отводил религии важную роль в жизни общества и утверждал, что она будет существовать до тех пор, пока существует человечество, изменяя лишь свои формы. Религия, по его мнению, будет существовать вечно. Не может существовать общество, которое не испытало бы потребности ре-
гулярно оживлять и подкреплять коллективные чувства и идеи, утверждающие его единство и индивидуальность. Э. Дюркгейм верил, что в результате данного процесса на смену религии существ и богов придет «религия человечности».
Последователи и ученики Э. Дюркгейма (М. Мосс, Р. Юбер, Л. Леви-Брюль) изучали социальную обусловленность религиозных представлений, социальные функции священного и особенности религиозного поведения.
Дата добавления: 2016-07-09; просмотров: 4259;