ФУНДАМЕНТАЛИЗМ КАК КУЛЬТУРНАЯ УНИВЕРСАЛИЯ
Фундаметализм как устремление очистить первоначальные принципы веры, вернуться к истокам, можно рассматривать вообще как одну из культурных универсалий. Возвращение к первоистоку, к тому, как это было «при отцах», — основной мотив мифологии.
Возвращение к первоистокам послужило стимулом для зарождения ислама. Миссия Мухаммада заключалась не в создании новой религии, а в восстановлении исконной и истинной веры в единого Бога. Ислам видит себя стоящим в известном родстве с библейской традицией: исповедуя веру в единого, сущего и живого Бога, он возводит свои истоки к «религии Авраама», которая, по убеждению мусульман, была забыта и искажена иудеями и христианами.
Движением назад к истинной вере отмечено возникновение протестантизма, который, как и другие течения, основанные на принципах фундаментализма, стремился воскресить «забытое и искаженное» вероучение перво-христиан.
Фундаментализм многолик. Его можно считать стражником старины, а можно посмотреть на него как на революционера и поборника нового. В этом случае его придется квалифицировать как разновидность реформаторского движения.
РЕФОРМАЦИЯ(от лат. reformatio — преобразование) — общественное движение в Западной и Центральной Европе в XVI в., направленное против католической церкви. Начало Реформации положило выступление в 1517 г. в Германии М. Лютера. Идеологи Реформации выдвинули тезисы, которыми фактически отрицалась необходимость католической церкви с ее иерархией и духовенства вообще, отвергалось католическое Священное Предание, отрицались права церкви на земельные богатства и др. Под идейным знаменем Реформации проходили Крестьянские войны 1524-1526 гг. в Германии, Нидерландах и Английская революция. Реформация положила начало протестантизму (в узком смысле реформация — проведение религиозных преобразований в его духе).
В лоне суннитского ислама в середине XVIII в. возникает религиозно-политическое движение ваххабитов(по имени основателя — Мухаммада ибн Абд ал-Ваххаба), отвергавших «новшества», которые появились в исламе в процессе его исторического развития и контактов с другими религиозными системами (культ святых, веру в чудеса, дервишество и т.д.). Ваххабизм оказал определенное влияние на мусульманских реформаторов 2-й половины XIX — начала XX в. (ал-Афгани, Мухаммад Абдо, Рашид Рида), которые понимали реформацию как очищение ислама от исторических искажений и наслоений через возврат к этосу ранней мусульманской общины. В XX в. — во многом как реакция на социально-политическое и культурное влияние Запада — в мусульманских странах возникают идеологии, базирующиеся на исламских ценностях (панисламизм, фундаментализм).
Реформация породила протестантизм.Этот термин подразумевает идейный протест против сложившегося церковного канона, господствующей
идеологии или существующего социального устройства. В узком значении к протестантизму относят только одну конфессию христианства — сам протестантизм. В широком смысле к протестантскому движению нужно относить русских старообрядцев и духовных христиан.
Протестантизм(от лат. protestans, род. п. protestantis — публично доказывающий) откололся от католицизма в ходе Реформации XVI в. Для него характерны отсутствие принципиального противопоставления духовенства мирянам, отказ от сложной церковной иерархии, упрощенный культ, отсутствие монашества, целибата; в протестантизме нет культа Богородицы, святых, ангелов, икон, число таинств сведено к двум (крещению и причащению). Протестантизм не знает святыхи не имеет монастырей.
Протестантизм, по мнению С.С. Аверинцева, создал культуру — мирскую и церковную, — которая отличается от католической и православной: особый интерес к Библии (включая Ветхий Завет), библейские чтения в семейном кругу; перенос акцента с церковных таинств на проповедь, а с личного послушания духовным «предстоятелям» и практики регулярной церковной исповеди — на индивидуальную ответственность перед Богом; новая деловая этика, оценивающая бережливость, порядок в делах и уверенность в себе как род аскезы, а успех как знак Божьего благоволения; бытовая респектабельность, равно удаленная от монашеской суровости и аристократического великолепия. Такая культура воспитывала людей волевых, инициативных, внутренне уединенных — человеческий тип, сыгравший важную роль в становлении раннего капитализма и вообще цивилизации Нового времени.
Протестантизм активно прокладывал дорогу капитализму, а католицизм и православие все еще отражали эпоху феодализма (разумеется, социальная приписанность типа религии к типу общества всегда является условной и может использоваться лишь как научная метафора).
Недаром протестантский Север Европы (к которому позднее присоединятся США) по темпам индустриального развития обогнал южные регионы Европы — центры католицизма, не говоря уже о православной России, значительный вклад в капитализацию и индустриализацию которой внесли, как известно, старообрядцы, выработавшие свой аналог протестантской этики. Для новых течений протестантизма в XX в. характерна проповедь «религии без бога» (т.е. только как нравственного учения).
РОЛЬ РЕЛИГИИ
Решаемые религией проблемы являются фундаментальными, или конечными. Они встают перед любым обществом на любой ступени его развития, независимо от общественного строя, уровня развития науки и техники, культурного своеобразия народа. По мнению С. Кьеркегора, с точки зрения разума, вера есть парадоксальный феномен, «согласно которому единичный индивид в качестве единичного стоит в абсолютном отношении к абсолюту». Другими словами, вера есть состояние личностной связи отдельного человека с Богом, которое возвышает человека над обычными человеческими моралью и правом, поскольку оно устанавливается только после отречения этого человека от всего земного, очищения им своей души. Именно это обстоятельство имел в виду Иисус, поучая людей: «Если кто приходит ко Мне
и не возненавидит отца своего и матери, и жены и детей, и братьев и сестер, а притом и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником; и кто не несет креста своего и идет за Мною, не может быть Моим учеником».
Религия внесла огромный вклад в создание устойчивых нравственных критериев, определяющих человеческую культуру. Принятие или отрицание, одобрение или осуждение занимают центральное место в религиозной жизни, ибо это лежит в основании человеческой жизни и общества в целом.
Папа Иоанн Павел II был выдающимся моральным авторитетом последней трети XX в.
Но она шагнула дальше и описала природу времени: движение от прошлого через настоящее к будущему перестало быть проклятием, но стала знамением судьбы. В одних религиях время рассматривается как циклическое, хотя человеческая жизнь протекает по линейному сценарию. В других религиях время движется линейно от сотворения мира к его концу, хотя жизнь людей циклически организована вокруг ежегодно повторяющихся событий-воспоминаний. Во многих религиях возможно посещение и прошлого, и будущего: прошлого — с целью его продления в настоящем, чтобы неправедные деяния могли быть исправлены и прощены (широко распространены ретроспективные ритуалы, воссоздающие события прошлого), а будущего—с целью частично его узнать. Религии разработали множество способов истолкования будущего, описали, чему будут подобны последние времена и как их достичь20.
Религия помогает человеку преодолеть жизненный кризис, объясняя смысл его жизни. Церковь — это институт, который предлагает определен-
20 BowkerJ.lV. The Meaning of Death. Cambridge, 1991.
ные ответы на самые затруднительные вопросы о смысле человеческого существования, жизни и смерти, выполняя функцию вторичной семейной группы. Религия учит, что добро, а не богатство — истинный критерий вечной жизни.
Социологи, в частности С. Липсет, заметили, что практически во всех обществах угнетаемые и неудачники ищут утешения в религии. Религия переворачивает привычные ценности: кто был первым в мире материального богатства — становится последним в мире духовном, и наоборот. Низкий социальный статус превращается в высокий духовный статус, ибо Христос
запретил богатым входить в царство Божье.
Оказывается, что у бедных и богатых разные церкви и секты. Низшие классы, страдающие от экономического неравенства, тянутся не к официальной религии, а к многочисленным сектам. Они взывают к угнетенным и дают им надежду на то, что на небе они сполна получат компенсацию своим страданиям. В отличие от них традиционные религии апеллируют скорее к благополучным и добившимся успеха гражданам.
Добропорядочные граждане страдают не от экономических кризисов, а от других несчастий, например от одиночества. В обычной церкви они находят единение, эмоциональную поддержку и необходимый круг общения.
Религия — особый агент и институт социализации. Религия вступает в особенно доверительный контакт с духовным миром человека. Она связывает индивида с такими вечными и общечеловеческими ценностями, которые не зависят от отдельной группы, семьи, нации, страны. Приверженность религиозным ценностям может быть очень сильной и тогда возникают кровавые религиозные войны, как например, в Северной Ирландии. Она может быть очень слабой, и тогда говорят об упадке религии и наступлении атеизма.
Религия — это не только система идей и ценностей, но и определенная практика и ритуал. Поэтому у нее есть формальная организация. В любой религиозной организации существует категория лиц, профессионально посвятивших себя религии, — это священники, ведьмы, шаманы, имамы, раввины, монахи и др. Они формируют должностную и формальную иерархию, учреждают устав и правила поведения, осуществляя ежедневный контроль за их исполнением. Они наделяются соответствующими их статусу властными полномочиями применять санкции, награждая или наказывая ослушавшихся. Они представляют свою формальную корпорацию на публичных мероприятиях, лоббируя, защищая и отстаивая ее интересы, позиционируя их на международных встречах или в общественных диспутах.
Административная иерархия Римской католической церкви, использовавшая принципы функционализма уже во втором столетии, и сейчас считается наиболее совершенной формальной организацией западного мира. Ее вклад высоко оценивается в таких областях менеджмента, как управление персоналом, система власти и авторитета, специализация функций.
Характер религии определяет характер образа жизни. У крестьян не было специфического для них общего языкового или этнического самосознания: интересы земледельца не заходили дальше деревенской околицы. Зато ре-
лигиозное самосознание у него было: русский крестьянин был русским, потому что был православным. Грузин или армянин, принявший католицизм, оказывался уже не грузином и не армянином, а франком. Пока не существовало восточноевропейского православия, не возникло и русского самосознания: были тиверцы, дулебы, поляне, древляне, кривичи, ильменские словоне. Русское самосознание возникло как православное самосознание. В условиях средневековья религиозная солидарность совершенно заслонила языковую солидарность21.
Религия как духовный институт помогает решить человеку вечные проблемы добра и зла, существования загробного мира, конечности и бесконечности человеческого бытия, связи посю- и потустороннего мира, смысла жизни и ответить на другие вопросы, на которые неспособна ответить наука.
Кроме укоренения нравственности в обществе, религия и церковь выполняют и другие, не менее важные функции, обеспечивающие выживание самого общества. «История многих народов, попавших под чужеземное иго (еврейского, сербского, болгарского, польского, армянского, грузинского и др.), убеждает, что если они сохраняют свою традиционную религию, то им удается избежать полной ассимиляции, несмотря на все перипетии, вновь обрести свою государственность»22. Религия помогает не только выживать самому обществу, но и людям внутри общества, вселяя им веру в будущее. Выражением этому служит уровень доверия населения к церкви как социальному институту в сравнении с другими учреждениями. Православная церковь не только пользуется большим доверием у населения, но ее рейтинг стабилен, причем он намного выше рейтингов всех остальных социальных институтов нашего общества (в том числе президента, правительства, думы, суда и т.д.). В опросе ВЦИОМ 1996 г., когда был задан вопрос о том, возвращается ли Россия к своим духовным истокам, оказалось, что более половины (54,6%) ответивших утвердительно связывают это возвращение именно с Русской православной церковью, с тем, что она заняла подобающее ей место, и оживилась церковная жизнь23.
Одной из латентных функций церкви является создание благоприятной социальной атмосферы, которая помогает людям обрести друг друга и найти духовную опору. Некоторые церкви функционируют исключительно как социальные клубы, такова в частности синагога.
Одной из явных функций любой церкви выступает духовное исцеление и помощь физически больным, немощным, нуждающимся. При церквях создаются специальные госпитали и приюты. В средневековье у церкви были и другие функции. Она являлась культурным центром и школой, обладала огромной политической силой, выполняла множество благотворительных программ, осуществляла административную и духовную опеку над королями, дисциплинировала их и упреждала от бездумных политических шагов. Благодаря церкви возникали не только больницы и богадельни, университеты, школы, детские сады и ясли, но и представления о человеческом дос-
21 Дьяков И. Все мы — люди // Знание — сила. 1989. № 4. С. 31-37.
22 Мчедлов МП. Взаимосвязь религиозного и национального // Национальное и религиозное / Ред.
колл. М.К. Горшков, М.П. Мчедлов, Г.Е. Трапезников. М., 1996. С. 14.
23 Экономические и социальные перемены // Мониторинг общественного мнения. 1993. № 4; 1994.
№ 1,5; 1995. №4; 1996. №3,5.
тоинстве и даже само понятие демократии. Ни один другой институт общества не оказывает более благотворного влияния, чем церковь.
Сегодня религиозные чувства становятся мощным источником добровольной и бескорыстной помощи людям. В той или иной форме каждая религия проповедует служение людям и благотворительную деятельность. Церкви и другие религиозные учреждения наиболее активно поддерживают добровольное служение на благо местного населения. К примеру, половина американцев тратят 2-3 ч в неделю на подобную работу24. В большинстве случаев добровольцы связаны с церковью. Подавляющее большинство
(90%) прихожан делают пожертвования на благотворительные цели, только 70% менее религиозных американцев делают то же самое; 78% прихожан, принадлежащих к церкви, жертвуют вещи благотворительным организациям, среди не принадлежащих к религиозным объединениям эта доля составляет примерно 66%.
Религия рано начинает вдохновлять людей на участие в добровольном служении обществу и благотворительные пожертвования. Из 76% подростков и юношей, заявивших о своей принадлежности к религиозным институтам, 62% занимались добровольной общественной деятельностью и 56% делали благотворительные пожертвования. Тот, кто не считает себя принадлежащим к какой-либо религии, гораздо реже участвует в общественной деятельности (44%) или занимается благотворительностью (25%). 40% американцев считают, что религиозные группы лучше всего помогают обездоленным. Работу государственных служб высоко оценили только 28% опрошенных25.
Религия сыграла заметную роль в развитии науки: с одной стороны, способствуя научным открытиям, с другой — тормозя и препятствуя им. Целые отрасли современной науки выросли из религиозных исканий средневековых ученых. Так, из подсчета, сколько ангелов поместятся на острие иглы, возникло интегральное и дифференциальное исчисление, теория «размытых множеств». Многое из того, что наукой было сдано в архив как суеверие, в конце XX в. осмысливается как прозрение донаучной мысли.
Вся европейская культура в значительной степени опирается на христианство. Несмотря на разнообразие языков и типов сознания, Европа являет собой единую цивилизацию именно благодаря христианству. Из практики религиозного культа вышли архитектура, музыка, живопись. В моральной сфере христианство принесло с собой взгляд на личность как на существо, наделенное свободой, разумом, чувством ответственности и способностью к любви. Победа христианства над более богатой и развитой языческой культурой античности объясняется его способностью дать ответ на вопросы смысла жизни и смерти, взаимоотношений людей и исторического бытия человека.
4 Религия растит благотворителей // Washington ProFile 24 декабря 2001 года — #15(123). 25 Там же.
Дата добавления: 2016-07-09; просмотров: 907;