НОВЫЕ РЕЛИГИОЗНЫЕ ДВИЖЕНИЯ
По данным социологов, в мире сейчас насчитывается около 10 тыс. религиозных движений. Новые религии появляются практически каждый день. Большинство из них умирает, не оставив никакого следа. Другие долгое время остаются невостребованными, а потом вдруг приобретают широкую популярность. Третьим суждена короткая, но яркая жизнь.
Понять причины роста и спада популярности религиозных течений на основании их учения невозможно. Эта тема вплотную касается взаимоотношений общества и религии и в гораздо меньшей степени она затрагивает сферу отношений между церковью и государством. Объясняется это очень просто: оба агента религиозных отношений — церковь и государство — крайне негативно относятся к появлению новых религиозных движений (НРД). Зато простые люди и общество в целом крайне живо реагируют на этот феномен, потому как из их среды появляются и новые пророки, и новые жертвы их фанатичной деятельности.
Возникновение новых религиозных движений позитивно для общества и негативно для мировых религий. Для церкви, признанной государством в качестве своего оплота, это дисфункция, для общества и рядовых людей, жаждущих адекватного ответа на новый религиозный опыт и новые религиозные вызовы, с которым они столкнулись в постиндустриальную эпоху, это — функция, т.е. позитивное средство решения жизненно важных задач. Возможно, если смотреть на дело с исторической точки зрения, НРД кладут конец духовной монополии на истину, присвоенную мировыми религиями, и отражают многообразие потребностей людей. Каждая новая религиозная организация, секта или культ, вырывает из общественной ткани новую группу людей, обладающих потребностями и интересами, которые не способны удовлетворить признанные и давно существующие конфессии. Подобно лучу света, они отыскивают в темноте заблудшие души (а, может быть, ловко заманивают в свои сети), которые не могли согреть традиционные религии. Занимаясь анализом новых религиозных движений, американский социолог Родни Старк26 показал, что в тех странах, где устанавливается монополия какой-то одной конфессии, общий уровень участия в религиозной жизни снижается, и, наоборот, в ситуации религиозного плюрализма он возрастает. Ярким примером могут служить США, где церковь отделена от государства, благодаря чему в условиях «свободного рынка» процветает множество религиозных движений.
Активность НРД, или нетрадиционных религий, получивших широкое распространение в последней трети XX в. в западном мире (а с конца 1980-х гг. и в России), проявляется в эпохи кризиса и общественных потрясений, в переломные периоды истории, когда наблюдается усиление массового недоверия к официальной идеологии и господствующей религии.
Новые религиозные движения некоторые специалисты27 считают одним из самых значимых явлений религиозной истории XX в. Применительно к протестантским, католическим и православным культурам Европы, Северной и Латинской Америки появление НРД означает наступление нового —
26 Stark R. The Rise of Christianity: A Sociologist Reconsiders History. Princeton, 1996; Stark R., Bainbridge
W. A Theory of Religion. Bern; N.Y., 1987; Stark R. Exploring the Religious Life. Baltimore, 2004.
27 Панченко А. Новые религиозные движения и работа фольклориста (www.eu.spb.ru).
«пост-христианского» — этапа конфессиональной эволюции. Неудивительно, что вопрос о социальных функциях НРД и последствиях их деятельности вызывает оживленную полемику. В нем пересекаются интересы социологов, этнологов, историков, религоведов и фольклористов. Новые церкви, секты и культы, утверждает А. Панченко, формируют специфические типы социальных организаций, структур и систем управления, создают оригинальные теологические доктрины и этические учения, конструируют нетрадиционные ритуалы, располагают собственным фондом религиозной письменности и устных нарративов.
Среди новых религиозных движений организация матери Терезы — одна из самых уважаемых
Социологи рассматривают новый религиозный феномен, в том числе с позиций теории секуляризации П. Бергера, которая утверждает, что либерализация и плюрализация западных демократий в XX в. привела к формированию нового рынка религиозных идей и ценностей, где различные конфессии и деноминации вынуждены соревноваться, предлагая секуляризованному и рациональному обществу разнообразные формы удовлетворения религиозных потребностей. Опираясь на нее, некоторые авторы полагают, что появление НРД знаменуют угасание традиционных форм религиозной жизни в условиях «конфессионального рынка». Другие настаивают, что их возникновение связано с «сопротивлением секуляризации». Известный британский религиовед Кристофер Даусон в эссе «Религия и жизнь цивилизаций» писал: «Великие религии вовсе не являются продуктом жизнедеятельности мировых цивилизаций. Совсем наоборот, культура — это продукт функционирования религии. Общество, потерявшее религию, рано или поздно потеряет и культуру»28.
8 Dawson С. Religion and the life of Civilisation // The QuarterK. Rev. CCXLIV, reprinted in Dynamics of World History, 1925. P. 128.
Если социум больше не в силах пленять и увлекать своих членов нравственным или духовным идеалом, он обречен на гибель или порождение из своих недр новых культурных практик, которые помогут людям обрести высший смысл жизни. Если Христос один, а форм его богооткровения в европейской культуре множество, в том числе православие, католицизм и протестантизм, не считая непризнанных ересей и сект, то почему бы ни предположить, что с течением времени у высшей истины не появятся новые эйдосы, по-своему отражающие его учение. И это только в одной мировой религии, а у каждой из них множество мелких эйдосов (сект, культов, течений), которые своеобразно отображают высшие истины. Поскольку простым людям очень непросто разобраться в богословских спорах, то они легко могут поддаться, в том числе обману, позарившись на какие-то внешние атрибуты и привлекательность НРД.
Конкретное функционирование эйдоса, по К. Даусону29, осуществляется следующим образом. Его первоначальным носителем является, как правило, пророк, одиночка, страстотерпец. Vision, сначала лишь смутно осознаваемый в культуре, является ему в виде мистического образа. Затем пророк транслирует эйдос своим апостолам-ученикам. Общество, живущее ожиданиями, быстро ассимилирует новое учение, религию или идеологию, а вместе с ним и идеальное представление30. По такому сценарию тысячи лет назад возникали мировые религии. Этот механизм религиозных новообразований действует по сей день. Подобно вулкану, он выбрасывает на поверхность все новые и новые продукты своей жизнедеятельности.
Таким образом, перед нами два механизма возникновения НРД — секу-ляризационный (П. Бергер) и традиционный (К. Даусон). Первая точка зрения утверждает, что виной всему наступление рыночного общества, демократии и либерализации, приучившие людей к многообразию потребностей и свободному волеизъявлению, а вторая полагает, что новые религиозные культы и секты формируются точно так же, как тысячи лет назад возникали мировые религии, и это заложено либо в природе самого общества, либо в природе людей.
Однако более вероятен третий путь, предполагающий, что так называемые «новые религии», появившиеся в XIX или XX в., в большинстве своем синтезировали опыт прежних веков и учли тенденции современного общества. Отсюда их эклектичность и одновременно какая-то злая агрессивность. Это и понятно, поскольку ничего нового о вечных истинах придумать нельзя, можно лишь придать им новую форму и облечь в привлекательную упаковку, а конкуренция на духовном рынке резко обострилась, потому и бороться за потребителей приходится жестче и наглее.
Конечно, без покупателей творцы новых религий не останутся. Рынок — чрезвычайно подвижная система. Быть может, самая подвижная из всех существующих социальных устройств. Каждую минуту или час на рынок выбрасывают новые партии товара, каждое мгновение меняется состав покупателей: одни уходят, удовлетворенные своими приобретением, другие —
29 Dawson С. Progress and Religion. N.Y., 1960.
30 Подробнее см.: Васильев Е.А. Христианская антропология К. Даусона // Философская и педаго
гическая антропология. Нижневартовск, 1998. С. 45-46; Он же. Кристофер Даусон об истоках ев
ропейской культуры // Философские перипетии: Сб науч. тр. Харьков, 1999. С. 111-115.
раздраженные тем, что не нашли подходящего для себя товара. Они переходят с одного рынка на другой, из второго магазина в десятый, прицениваясь, осматривая, примеряя вещь на себя. Наконец они нашли то, что им в самую пору. Они не хотят, чтобы сапоги им немного жали или рукава пиджака были несколько длинны. Они ищут то, что в самый раз, чтобы не приспосабливаться к вещи, а сразу носить. А поскольку рост, вес, цвет, вкусы, интересы и прихоти у людей самые разные, нередко весьма экзотические, то угодить им для продавцов и производителей становится неимоверно сложной задачей. Но они знают: интересы и потребности людей чрезвычайно
разнообразны, а потому место на рынке они себе всегда найдут. Пусть с небольшой партией товара, но место под солнцем хватит и им. Они протиснутся между гигантами, найдя для себя крохотную щелку — экстравагантные потребности небольшой группы потребителей. Главное — точно угадать их запросы.
Именно по таким законам формируются новые религии в массовом обществе. Они подчиняются законам рыночного общества. Учитывают особенности демократии, плюралистичность мнений, культурное многообразие современной цивилизации. В своем анализе религии Р. Старк использует экономическую модель рационального выбора. Суть его идеи в том, что люди выбирают религию, как зубную пасту, на основании анализа соотношения цена — качество. В современном мире религиозные идеи конкурируют на идеологическом рынке как товары, которые потребители выбирают по своему вкусу. Чтобы быть успешным, любому коммерческому предприятию необходимо продавать товар, пользующийся спросом, противопоставлять себя фирмам-конкурентам, нанимать новых работников, давать им задания, обеспечивать им социальную поддержку и не слишком раздражать своей деятельностью общество. Отвечая на вопрос о том, почему одни религиозные движения оказываются более конкурентоспособными, чем другие, Р. Старк выделяет шесть главных факторов успеха. Среди них есть как внутренние, связанные с характером самого движения, так и внешние, характеризующие социально-политическую обстановку, в которой развивается новое религиозное движение. Но все эти факторы объединяет то, что они в равной степени характеризуют и успешную религию, и успешный бизнес31.
Вместе с тем механизм формирования новых сект и культов до чрезвычайности похож на возникновение традиционных религий. Ничего нового их адепты не придумали: пророк, мистический образ, апостолы-ученики, возбужденная толпа последователей, этическое учение, обряды и ритуалы, сбор пожертвований, иерархия приверженцев и т.д. Все это давным-давно известно из истории религии. Нетрадиционные религии нередко были начальной фазой становления новой вероучительской традиции, наиболее известные примеры этого рода — ранний буддизм и первоначальное христианство. Но если это так, то стоит ли удивляться, что, когда-то возникнув, универсальные механизмы порождения религий продолжают действовать до сих пор. По мнению Родни Старка, успех мормонов в США и многих дру-
ФенькоА. Бальзам в ассортименте надушу населения // Коммерсантъ-Власть. 2002.10.28.
гих странах обусловлен тем, что они постоянно подчеркивают свою неразрывную связь с христианской традицией. Да и само христианство на раннем этапе своего развития вело себя точно так же, опираясь на ортодоксальный иудаизм. Подобной стратегии придерживаются многие фирмы, продвигая на рынок свои товары.
Механизм возникновения НРД во многом схож с причинами появления контркультур. Теми и другими на первом этапе движет протест против существующей системы ценностей и миропорядка. Так произошло с известным течением хиппи, которые бросили вызов буржуазным идеалам и придумали новый, альтернативный образ жизни. В XVI в. протестантизм позиционировал себя как альтернативная католицизму мировоззренческая парадигма. Он служил идеологическим оружием в выступлениях народных масс за свое социальное освобождение. Точно так же шиизм в Иране, махдизма в Судане, исмаилизм в фатимидском Египте в момент рождения заявляли о своей непримиримости с традиционным верованием. Новые религиозные движения выступают в роли радикальных противников существующей религиозной традиции и официальных церквей. Но и хиппи в начальной фазе заявляли о радикальной переоценке ценностей и конфронтации с существующим социальным порядком. С культом дьявола, возникшим еще в средневековом христианском обществе XI—XII вв. в качестве оппозиции официальной религиозной идеологии, связано движение сатанистов. Адепты широко распространенного движения дьяволомании поклоняются персонифицированному Злу как верховному сакральному началу. К альтернативным религиям относят «движение Иисуса», секту «Дети Бога», «движение Харе Кришна».
На поздних этапах с рядом конктркультурных движений происходит то, что и должно произойти: они утрачивают свою воинственность и примиряются с существующим строем. Так, хиппи в начале 1980-х исчезли с культурной сцены американского общества, превратившись в респектабельных буржуа. Потрепанные джинсы и всевозможные фенечки они сменили на приличные костюмы и строгие галстуки. Трансформируются в ходе своей эволюции и НРД: из оппозиционного и агрессивного меньшинства они вырастают в господствующие вероисповедания, которые отстаивают существующий порядок, в становление которого они внесли заметный вклад.
Некоторые НРД призывают не к борьбе, а к уходу из этого мира в иллюзорный мир — волшебный и мифический мир фантазий, как это делают, например, поклонники американского писателя Г.Ф. Лавкрафта, убежденного в сохранении господства хтонических и инфернальных сил в современном мире. По мотивам его произведений американские студенты устраивают театрализованные представления мистического характера. Другой пример — английский писатель, литературовед и медиевист Джон Рональд Руэл Толкин (1892—1973), считающийся одним из родоначальников жанра «фэн-тэзи» (англ. fantasy — фантазия), — волшебной фантастики. Его произведения, имитирующие древнейшие кельтские предания, повлияли на мировоззрение молодого поколения второй половины 1950-х и последующих 1960-х, на развитие молодежного контркультурного движения (наряду с трудами Дж. Керуака, У. Берроуза, Г. Маркузе). В настоящее время в различных странах мира продолжают существовать группы толкинистов, связанные с игровым движением. Культурный эскапизм пропагандируют сторонники неоспиритических течений, среди которых немало мистически настроенные
уфологических сообществ, исповедующих культ космических пришельцев, пилотов летающих тарелок, спешащих на помощь страждущим обитателям Земли. Социологические исследования новых религиозных движений показывают, что их членами обычно становятся молодые, образованные и хорошо обеспеченные люди. Религиозные группы дают им возможность реализовать одновременно и свою потребность в общении и привязанности, и тягу к правильной жизни. Опросы членов новых религиозных движений свидетельствуют о том, что они обычно попадают туда за компанию с кем-то из друзей или родственников. Мало кто приходит к вере сознательно и по теологическим соображениям. Это подтверждает тезис Старка о том, что главным религиозным «товаром» является не вера, а принадлежность к опреде ленной социальной группе, причем группе высокостатусной, дающей своим членам вполне материальные преимущества32.
В современном религиоведении пока нет разработанной типологии нетрадиционных религий, хотя и предложено много классификаций, учитывающих особенности их вероучения, обрядности, организационных форм. В этих классификациях, наряду с неохристианством и неоориентализмом, выделяют еще неоязычество, синкретические и универсалистские религии, врачевательные и психотерапевтические культы, эзотерические религиозно-философские течения, неомистицизм33. В работах А. Баркер, Э. Бенса, Ч. Глока, М. Йингера, Б. Уильсона, М. Элиаде и др. было показано, что нетрадиционные религии, аналогичные современным, появились довольно давно, в некоторых культурных ареалах мира даже несколько столетий тому назад. Наиболее ранние из них известны в Полинезии, у северо-американ-ских индейцев, в Африке и Малайзии, что объясняется столкновением автохтонной культуры, этнического самосознания и традиционного образа жизни с колониальным угнетением, конфронтацией с миссионерским прозелитизмом. В западных странах первая волна нетрадиционных религий родилась во второй половине XIX в., ее наиболее яркими и известными проявлениями были спиритизм и теософия Блаватской. Впервые массовое появление нетрадиционных религий наблюдалось в послевоенной Японии, где число новых сект достигло нескольких сотен. Вторая волна нетрадиционных религий, заставившая заговорить о себе во всем мире, охватила США и Западную Европу в конце 1960-х — начале 1970-х гг.
Социологи различают две-три фазы в развитии нетрадиционных религий, начиная с их становления под воздействием богоискательской среды и контркультуры, проникнутой религиозно-мистическими настроениями (эта фаза подчас малозаметна или даже отсутствует). Наиболее заметна фаза консолидации нового религиозного движения и резко негативного отношения к социальному окружению и господствующим церковным организациям (этим объясняются их характерные названия: «религиозный протест», «альтернативные религии»). Особенностью заключительной фазы развития новых
ФенькоА. Бальзам в ассортименте на душу населения // Коммерсантъ-Власть. 2002.10.28.
См.: Балагушкин Е.Г. Нетрадиционные религии в современной России: Морфологический анализ.
4.1. М, 1999.
религиозных движений является смягчение конфронтации с окружающим миром, умиротворение протеста и ассимиляция в среде «добропорядочных» религиозных объединений, пользующихся общественным признанием и правовым статусом. Ч. Глок показал, что нетрадиционным религиям свойственно значительное разнообразие институциональных форм и что далеко не всегда их сектантские институты превращаются в церковные. Б. Уильсон и М. Йингер анализировали типологические особенности различных религиозных сект34.
Ряд «новых религий» возник в Японии. Наиболее известна из них тэнри (свыше 2 млн адептов), вышедшая из недр синтоизма в конце 30-х гг. XIX в. Появились синкретические религии и секты и в Корее. Старейшая (основана в 1860 г.) и наиболее влиятельная из них — чхондоге — имеет 2,5 млн адептов. «Новые религии» возникали не только в азиатских странах, но также в Америке и Европе. Так, в середине XX в. в США сложилась так называемая Церковь саентологии (в настоящее время имеет свыше 8 млн членов более чем в 100 странах), претендующая на способность дать своим адептам скрытое от большинства людей эзотерическое знание и улучшить их психическое здоровье. Общая численность последователей «новых религий» превышает 112 млн человек35. В современной Африке получили массовое распространение новые религиозные движения христианского толка. Если в начале XX в. в Африке было менее 10 млн христиан, то к 2000 г. их насчитывается более 360 млн.
Одной из самых известных и распространенных «новых религий» является бахаизм (свыше 6 млн последователей), сложившийся в исламской шиитской среде в конце 50-х — начале 60-х гг. XIX в. в Иране и впитавший в себя отдельные элементы христианства и некоторых других религий.
Бахаизм — космополитическое течение, выросшее в лоне шиитского ислама и распространившееся в 205 странах. Выходец из знатного иранского феодального рода Баха-Аллах разработал самостоятельную религиозно-политическую доктрину и создал общину на территории Османской Турции. Современные приверженцы бахаизма считают себя последователями новой мировой религии всепланетного масштаба, способной объединить все известные религиозные учения.
Идеология бахаизма, претендующая в настоящее время на роль новой мировой религии, вышла на второе место по географической распространенности в мире после христианства, согласно данным мировой религиозной статистики, приводимым в ежегоднике «Britannica Book of the Year» с 1988 г., оставив позади такие традиционные мировые религии, как ислам и буддизм. Последователи бахаизма объединены 169 национальными и более 17 тыс. местными духовными советами, собственными финансовыми фондами, учебными заведениями, радиостанциями, кладбищами, административно-религиозными центрами, издательствами, публикующими литературу на более 800 языках и наречиях. Несмотря на то, что общая численность бахаи-тов в мире не превышает 6 млн человек, таковыми считают себя представители 2 112 наций, народностей и этнических групп.
34 См.: Баяагушкин Е.Г. Нетрадиционные религии в современной России: Морфологический анализ.
4.1. М., 1999.
35 Пучков П.И. О классификации религий ( http://cbook.ru).
В странах, где бахаизм признан в качестве независимой мировой религии, его последователи имеют право регистрировать рождение и смерть, брак и развод по своим религиозным законам, пользуются правами и свободами в общественно-политической жизни наряду с приверженцами традиционных вероисповеданий. Бахаиты имеют аккредитованное представительство при штаб-квартире ООН на правах неправительственной организации с 1948 г. В 1970 г. бахаитская международная община получила консультативный статус при ЭКОСОС, в 1976 — при ЮНИСЕФ. Официальные представители бахаитов при ООН постоянно находятся в Нью-Йорке, Женеве и Найроби (в связи с экологической программой ООН). У бахаитов есть представители и наблюдатели в парламентах многих стран мира, в том числе и в Европарламенте. Бахаиты и проводники бахаитской идеологии, участвуя в различных международных организациях и проектах, оказывают известное влияние на глобальный процесс мировой политики. В планах современной шестимиллионной международной общины бахаитов предусмотрено дальнейшее распространение бахаизма, совершенствование и умножение административных и финансовых институтов, строительство храмов во всех странах мира (пока их семь на всех континентах), введение бахаизма в качестве общепланетарной идеологии мирового сообщества с единым мировым правительством во главе.
Бахаизм — религия, возникшая в середине XIX в., претендует сегодня на роль новой мировой религии
Идейно-литературное наследие основателя бахаизма Баха-Аллаха насчитывает около сотни томов, большая часть из которых написана или в соавторстве, или при помощи лиц из ближайшего окружения. Подавляющая часть наследия хранится в виде рукописей в бахаитском архиве в Хайфе и до сих пор не опубликована. Программное сочинение Баха-Аллаха «Китаб и Акдас» было опубликовано по распоряжению Бахаитского всемирного центра только к 100-летию со дня смерти автора. Произведения Баха-Аллаха включают в себя достаточно сложные проблемы социально-экономичес-
кого порядка, нормы права, морали, обрядности, межконфессиональные связи и параллели, космополитические идеи, содержат множество предписаний от правил личной гигиены и этикета до форм правления и принципов организации мирового сообщества. Стройно изложенного учения у Баха-Аллаха не было. Он пытался представить свое учение в качестве сверхрелигии, которая может прекратить конфессиональную рознь, объединить приверженцев всех вероисповеданий под эгидой бахаизма.
Бахаизм возник в мусульманской среде и многое заимствовал из ритуально-обрядовой практики ислама: омовение перед молитвой, наличие киблы (направление лица молящегося), пост согласно мусульманским правилам, отказ от употребления алкоголя, отсутствие моногамии и пр. В то же время Баха-Аллах внес немало изменений: ограничил пост девятнадцатью днями, сократил количество обязательных молитв, в качестве киблы объявил собственное местонахождение, разрешил иметь не более двух жен (ислам разрешает до четырех) и т.д. Однако основные изменения сводились к разрешению взимания неограниченного ростовщического процента, отмене войны за веру — джихада, снятию любых ограничений на контакты с иноверцами, отказу от патриотизма, всемирному распространению бахаизма во главе с членами «дома справедливости», отрицанию института духовенства, отказу от Корана как последнего откровения и от Мухаммада как «печати пророчеств». Среди предписаний Баха-Аллаха — запрет исповеди перед человеком, публичного покаяния, монашества и аскетизма, целования рук и пр. Христос рассматривается только в качестве пророка при отрицании божественной природы. Предпринимательскую деятельность Баха-Аллах возвел в ранг богослужения и предписал ею заниматься всем своим последователям. По своим политическим взглядам Баха-Аллах тяготел к сторонникам конституционной монархии, призывал бахаитов лояльно относиться к правителям стран проживания.
В конечном счете учение бахаизма можно свести к следующим принципам: единство человечества; защита и руководство Святого Духа; единая основа всех религий; религия должна быть средством единения; религия должна соответствовать науке и разуму; независимое исследование истины; равенство между мужчинами и женщинами; отказ от всех людских предрассудков; вселенский мир; всеобщее образование; всемирный язык; решение экономической проблемы; международный суд. Количество основных принципов современного бахаизма остается неопределенным и варьируется от 11 до 18.
Современный бахаизм смягчает требование всемирного языка, подчеркивает необходимость «духовного» решения экономической проблемы при устранении «крайних полюсов богатства и бедности» в мире, добавляет принцип мирового правительства и расплывчатый тезис об «установлении справедливости», когда приводя, а когда опуская принцип невмешательства в политическую деятельность, которой активно занимались основатели учения. Довольно часто в рекламных проспектах современных бахаитов отсутствует и принцип «защиты и руководства Святого Духа», чтобы не вызывать отторжения у неофитов из нехристианской культурной среды.
Сегодня бахаитом может стать человек, достигший 15 лет, признающий положения бахаитского вероучения и участвующий в деятельности местной общины. Для вступления необходимо заполнить заявление-анкету с призна-
нием Баха-Аллаха «проявлением воли Божьей» и сообщить ряд необходимых данных о себе (год рождения, национальность и т.п.). Первая ступень в организационной структуре бахаизма составляют местные духовные советы, возглавляющие местные общины бахаитов. Вторичной ступенью являются национальные духовные советы, которые контролируют деятельность первичного звена. Национальные духовные советы подчиняются решениям «Вселенского дома справедливости», который является верховным законодательным и административным органом, девять членов которого избираются каждые пять лет делегатами национальных духовных советов на проводимых всемирных конгрессах в Хайфе. Последний конгресс состоялся в 1998 г. Следующим по значимости после членов «Вселенского дома справед ливости» являются «руки дела» — ближайшие сподвижники представителей династийной цепочки Баха-Аллах — Абд ал-Баха — Шоуки-эфенди.
Бахаитский календарь является солнечным календарем, состоящим из 19 месяцев, по 19 дней в каждом, и включает в себя 361 основной день и 4 дня (5 — если год високосный), прибавляемых для согласования с солнечным годом. Бахаитский год начинается 21 марта в день весеннего равноденствия, летосчисление ведется с момента «откровения» Баба. Помимо Нового года, у бахаитов есть девять «святых» дней, когда рекомендуется воздерживаться от трудовой деятельности. У бахаитов отсутствует поклонение иконам или изображениям основателей, хотя в домах висят портреты или фотографии Абд ал-Баха.
В домах бахаитов допускается наличие коврика с надписью «йа баха ал-абха», повешенного высоко на стене. Молиться разрешено дома, но там, где есть храмы, предписано молиться в них. Бахаитские храмы, называемые «машрик ал-азкар» («место восхода славословий»), есть в США, Германии, Австралии, Уганде, Панаме, Индии и на островах Зап. Самоа. Знак принадлежности к бахаизму представляет собой написанное особым в арабской графике почерком «сулс» слово «баха», расположенное между двух пятиконечных звезд. Поскольку Баха-Аллаху нравилось число девять, бахаиты почитают девятиконечную звезду также в качестве бахаитского символа. В 70 странах мира, где власти признают бахаизм независимой религией, бахаиты имеют право заключать и расторгать браки, регистрировать рождение и смерть, отправлять свой культ, соблюдать «святые» дни, пост, содержать кладбища, владеть собственностью, создавать целевые денежные фонды на правах некоммерческих организаций и т.п.
На рубеже XIX—XX вв. бахаизмом увлеклась часть российской интеллигенции после ознакомления с американской и западноевропейской литературой о нем. Наиболее яркими выразителями интересов бахаитов в Европейской России стали Л.Н. Толстой и И.А. Гриневская — автор драматической поэмы «Баб» (1903) и поэмы-трагедии «Беха-Улла» (1912). Л.Н. Толстой увлекался новым учением в 1898—1909 гг. и считал, что бахаизм «представляет из себя одно из самых высоких и чистых религиозных учений». Отказ от национальных интересов и патриотизма как один из основных догматов бахаизма чрезвычайно привлек Толстого как самый верный путь, направленный на изменение мировоззрения православных христиан
и ведущий к созданию «нового человека» грядущей эпохи «новых общественных отношений».
В декабре 1990 г. в Москве состоялась 1-я Всесоюзная конференция ба-хаитов, на которой присутствовали 244 делегата от местных духовных советов и 17 зарубежных гостей. Весной 1991 г. делегаты Национального съезда от бахаитских общин из 42 городов бывшего СССР (от Мурманска до Ашхабада и от Таллинна до Южно-Сахалинска) избрали Национальный духовный совет бахаитов СССР. После распада СССР весной 1992 г. в Санкт-Петербурге был избран Национальный духовный совет бахаитов (бахай) России.
Дата добавления: 2016-07-09; просмотров: 1351;