ЭТИМОЛОГИЯ И ТИПОЛОГИЯ

За рубежом по отношению к нему употребляется термин pagan (язычник). Он происходит от латинского paganus — сельский житель, поскольку Рим­ская империя имела огромную сельскую периферию (окраину), представ­ленную в первых веках нашей эры так называемыми варварами.

Русское слово «язычество» — литературного происхождения. Оно ведет свою родословную от церковнославянского слова «языци», т.е. «народы», «иноземцы», которые не были крещенными в эпоху Киевской Руси. Таким образом, словом «язычники», или «нехристи» русские книжники именова­ли тех, кто исповедовал другое, чем они, верование. О сельских жителях или сельской периферии здесь речь не идет. Разделение на «столичных» и «пе­риферийных» жителей на Руси возникнуть тогда не могло, поскольку вся

Пенник Н., Джонс П. История языческой Европы (Barbaricum). СПб., 2000.

страна была аграрной, да и в России не было колонизированных народов, как у римлян.

В современной науке под язычеством понимается комплекс религиозных обрядов, верований, представлений, предшествовавший возникновению мировых религий (христианства, ислама и буддизма) и послуживший их основой. Таким образом, в термин «язычество» вкладывается три демарка­ционных признака: аграрный, религиозный и исторический.

В нашей стране язычество никогда не было предметом социологического исследования, поскольку, за редким исключением, в России не сохранилось живых носителей таких верований, а тех, кто еще был жив, скажем, эвенки или чукчи, опрашивали не социологи, а этнографы. Но сегодня наблюдается ренессанс языческих верований, десятки тысяч людей увлекаются историче­ской реконструкцией язычества, то и дело возникают новые объединения и организации. Кроме того, остатки языческих верований сохранились в мас­совом сознании и поведении как органическая часть культурного бытования русского и некоторых других народов. Все это делает достаточно актуальным изучение язычества именно средствами социологической науки.

Языческими называются религии, которые предшествовали распростра­нению монотеистических (единобожных) религий — христианства и ислама. Язычеству присущ политеизм — т.е. вера не в одного, а во многих богов. Ха­рактер всех языческих религий примерно однотипен: имеет место вера в бо­жество, каждый из которых символизирует различные стихии, силы приро­ды или «курирует» разные направления человеческой деятельности2. При этом обычно выделяются несколько главных божеств. Например, у славян это Род — прародитель всех других богов и творец мира, Мокоша (Макошь) — богиня плодородия, Перун — бог грома, молний и небесного огня, Велес — покровитель скотоводства и бог богатства. У мордовского народа в качестве главного языческого бога почитался Инешкипаз. Чуваши поклонялись как главному богу — Султи Тура, богине-праматери — Асме, божеству Тавам Ыра — доброму духу, выполняющему для людей роль ангела-хранителя. У уд­муртов главные языческие божества — Инмар (божество Солнца), Квазь — божество неба и Кэлчинь — божество земли. Марийцы почитали верховного бога-творца — Ош Кугу Юмо (Большого Белого Бога), Мланде Аво Юмо (Мать-Солнце), Мер Юмо — бога всего живого и др. Главным божеством древних тюрок, в частности, предков татар и башкир, был Тенгри-хан.

Важное отличие мировых религий и язычества заключается в националь­ности. Христианство и ислам интернациональны, они не делят верующих на национальности. Напротив, каждая языческая религия — узконациональ­ное явление и создана для одного народа. Об этом свидетельствует и само слово язычество: «язык» на древнерусском — народ.

До сих пор язычество, прежде всего восточно-славянское и древнерусское, активно изучалось в рамках истории, философии, этнографии, лингвисти­ки, археологии. Получили известность фундаментальные труды В.Я. Проп­па, В.Н. Топорова и В.В. Иванова, Б.А. Успенского, С.А. Токарева, Б.А. Ры­бакова. Истоки язычества древних славян обнаружены за много тысячеле­тий до начала нашей эры, а его отголоски сохранялись вплоть до недавнего времени.

2 Благовещенский С. Новые «поганые»? // ВЕК. № 47. 2001.

Говоря о своеобразии в эволюции и формах восточно-славянского и древ­нерусского язычества, мы не должны забывать, что его развитие не шло в стороне от путей, по которым развивались языческие комплексы других народов. В связи с этим более широким культурно-историческим контек­стом имеет смысл рассматривать так называемые архаичные религии, куда и относится, собственно говоря, славянское язычество.

Символы воды, корней и солнца на разных ритуальных браслетах. Наверху в арочке — бог растительности и корней — Переплут.

Язычество было широко распространено в дохристианской Руси

В научной литературе все религии подразделяются на политеистические (многобожие) и монотеистические (единобожие). Их также можно группи­ровать на архаичные и мировые религии. Если соединить обе классифика­ции, то у нас получатся:

♦ архаичные политеистические религии (тотемизм, фетишизм и т.д.);

♦ мировые монотеистические религии (христианство, ислам, буддизм). Архаичные религии — более древние. Они основаны на верованиях и

мифах, которые составляют основу мифологии. Мировые религии — более молодые. Их основой выступает религиозная вера.








Дата добавления: 2016-07-09; просмотров: 773;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.004 сек.