МИФОПОЭТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ
Мифопоэтическоемышление — разновидность поэтического осмысления реальности, окружавшей первобытного человека, через призму мифов и преданий. Структура и приемы такого мышления сильно отличаются от структуры и приемов научного рационального мышления. В полном смысле мифопоэтическое мышление надо называть иррациональным, нелогичным. Если в рациональной логике проводится разграничение между человеком и его свойствами, принадлежащими ему вещами и т.д., то в иррациональном творчестве они отождествляются по принципу: если ты хочешь убить человека, то тебе достаточно сжечь, утопить, закопать принадлежащую ему вещь или надругаться над его именем.
Ярким примером являются так называемые «черепки проклятий». Известно, что египетские жрецы, чтобы обезопасить фараона от ненужных ему испытаний, наносили на глиняные сосуды имена неугодных ему правителей Сирии и Палестины, а потом разбивали эти сосуды, сопровождая действия соответствующими заклинаниями. Смысл этой странной процедуры состоял в том, что сосуд с написанным на нем именем человека становился как бы тождественным человеку и враги фараона должны были погибнуть, как сосуды. Древний мотив сохранился до наших дней в сказке о Кащее Бессмертном. Вся его сила была заключена в яйце, разбив которое герой убивал реального злодея.
Другой разновидностью мифопоэтического мышления выступает принцип «часть равна целому», согласно которому имя, прядь волос или тень человека могли целиком и полностью заменять самого хозяина, они могли жить независимо от него, путешествовать, совершать преступления, вступать в контакты и т.п. Мировая литература сохранила как фантастический мотив то, что раньше казалось очевидной истиной: достаточно назвать повесть Гоголя «Нос» или сказку Андерсена «Тень».
Третий принцип древнего типа мышления называется персонификацией. Неодушевленный мир, окружавший человека, наделялся душой, превращался в живое существо. Когда выяснялась причина, скажем, наводнения или массового падежа скота, то ее не искали в других событиях, тесно связанных с первыми. За событием стояло не «что-то», а «кто-то». Если поля засыхают без воды, то надо принести жертву богу дождя, а не строить оросительные каналы. Если на море штиль, необходимо принести жертву богу ветра. Если человек заболел, значит, в него вселились злые духи, их нужно прогнать магическими заклинаниями. События в окружающем мире происходят не по безличным объективным законам, а по воле и желанию богов, проискам злых сил, козням леших и домовых, прихотям фортуны.
Отсюда вытекает следующая особенность мифопоэтического мышления — субъективный идеализм. Для древнего человека, как и для современного ребенка, реально только то, что он чувствует, видит, слышит, во что он верит. Оба думают, что если они отвернутся, вещь исчезнет. Реальны вурдалаки, ведьмы, деды морозы, кащеи, в которых верят детишки, реальны были грифоны, драконы и химеры, изображавшиеся египтянами Среднего царства рядом с газелями и лисицами.
Время мыслилось циклически и было связано с идеей вечного возвращения. Все нововведения выдавались за восстановление забытого порядка, а соответствие идеи, социального учреждения и вообще любого нововведения установившейся традиции, и лучше всего как можно более древней, служило достаточным основанием их истинности и правильности.
Дата добавления: 2016-07-09; просмотров: 1621;