ВУЛЬГАРНЫЙ СОЦИОЛОГИЗМ
Вульгарный социологизм основан на попытке вывести особенности религии непосредственно из отношений между социальными классами. Его придерживались К. Маркс, Ф. Энгельс, К. Каутский и М. Мауренбрехер. Однако социальную подоплеку религии европейские мыслители пытались рассмотреть еще в эпоху Просвещения. В XVIII в. католические епископы Боссюэ и Франсуа Фенелон (1651 — 1715) пытались построить на Библии обоснование монархии (первый — в духе абсолютизма, второй — в более умеренной форме). Французский аббат Шарль де Сен-Пьер (1658-1743) трансформировал учение о Царстве Божьем в идею прогресса.
74 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 45. С. 414.
Жан-Жак Руссо (1712—1778) в трактате «Общественный договор» определял христианство как «религию всецело духовную» и считал, что она никогда не должна быть государственной. «Иисус, — писал он, — пришел установить на земле царство духа». В идеальном обществе должно быть две религии: личная — «без храмов, без алтарей, без обрядов, ограниченная чисто внутреннею верою во всевышнего Бога и вечными обязанностями морали, — это чистая и простая религия Евангелия, истинный теизм и то, что можно назвать естественным, божественным правом». Другая религия — гражданская, род деизма, построенный на национальных и государственных традициях. В 1825 г. вышла книга французского социального реформатора
Анри Сен-Симона (1760— 1825) «Новое христианство» (рус. пер.: Собр. соч. М.;Пп, 1923). В отличие от Руссо, Сен-Симон считал, что если христианство будет возвращено к своим истокам, к Евангелию, оно «будет направлять общество к великой цели наискорейшего улучшения участи беднейшего класса». Немецкий утопист, деятель немецкого рабочего движения Вильгельм Вейтлинг (1808—1871) выпустил книгу «Евангелие бедного грешника» (1845; рус.пер.: СПб., 1907). В ней он привел множество цитат из Писания, которые должны были подтвердить, что Христос был революционером, проповедовавшим всеобщность труда и коммунизацию собственности75.
Маркс, говоривший о религии как о «вздохе угнетенной твари, сердце бессердечного мира» {Маркс К., Энгельс Ф. Соч. — 2-е изд. — Т. 1. С. 414-415), тесно связывал раннее христианство с движением беднейших слоев населения Римской империи. В работе «К истории первоначального христианства» (1894-1895; рус.пер.: СПб., 1906) Фридрих Энгельс (1820-1895) писал: «В истории первоначального христианства имеются достойные внимания точки соприкосновения с современным рабочим движением. Как и последнее, христианство возникло как движение угнетенных: оно выступало сначала как религия рабов и вольноотпущенников, бедняков и бесправных, покоренных или рассеянных Римом народов. И христианство и рабочий социализм проповедуют грядущее избавление от рабства и нищеты; христианство ищет этого избавления в посмертной потусторонней жизни на небе, социализм же — в этом мире, в переустройстве общества».
Из марксистских авторов конца XIX и начала XX в. наибольшее внимание социальной интерпретации Библии уделяли Карл Каутский (1854—1938), Макс Мауренбрехер (1874-1930) и Н.М. Никольский (1877-1959). В своей книге о «Происхождении христианства» (1908) Каутский с помощью исторического материализма пытается доказать, что христианство первоначально было не чем иным, как движением пролетарских масс. Позднее имущие классы поставили это движение на службу своим интересам, соответственно изменив его догмы и этику. Схожие воззрения представлял Мауренбрехер76, пытавшийся выводить христианство из психологии пролетарских масс. Автор исходил из идеи односторонней зависимости религии от положения классов в хозяйственной системе: сущность религии является отражением положения классов.
73 Подробнее см.: Мень А. Библиологический словарь: В 3 т. М., 2002. Т. III. 76 Мауренбрехер М. Пророки: Пер. с нем. Пг., 1919.
Социальную интерпретацию Библии можно обнаружить еше у русских революционеров-декабристов. В России священник Г.С. Петров (1868—1924) в книге «Евангелие как основа жизни» (1898) утверждал, что в Евангелии содержатся фундаментальные принципы для построения справедливого строя. Аналогичную позицию занимал архимандрит Михаил (Семенов) (1874—1916), исходивший из убеждения, что революция должна иметь религиозное обоснование77. Историк античности Р.Ю. Виппер (1859-1954), автор книги «Возникновение христианства» (1918), полагал, что раннехристианская литература вышла из «зажиточных, деловых, промышленных слоев общества», создавших церковную организацию.
Русский историк и филолог Н.М. Никольский занимался изучением истории Древнего Востока, библеистикой («Царь Давид и псалмы», 1908; «Древний Израиль», 1911), проблемами происхождения христианства и формирования книг Нового завета («Раннее христианство», 1908; «Иисус и первые христианские общины», 1918), историей православия, старообрядчества и сектантства (многотомная «Русская история с древнейших времен», 1909—1912, «История русской церкви», 1930). Старообрядчество рассмотрено Н.М. Никольским как социально-религиозный феномен, развившийся в самостоятельную деноминацию и базировавшийся на росте торгового капитала. Его работы специалисты рассматривают как аналог веберовского исследования роли «протестантской этики» в развитии капитализма в Западной Европе. Так, русский историк указывает, что уже в середине XVIII в. старообрядческая буржуазия обладала «великими промыслами и торгами». Интерес представляет также анализ вопроса об отношении православной церкви к капиталистическому накоплению78.
Дата добавления: 2016-07-09; просмотров: 922;