Нравственность перед искушением иномириостью. своих ног прах вчерашнего дня?
своих ног прах вчерашнего дня? В каждое последующее мгновение я иной, каждая эпоха моего бытия пишется с красной строки, и моя открытость и спонтанность развеивают останки моего «я» в бурлящем потоке вечного становления.
Прекрасный принцип открытости миру, доведенный до своего логического предела, порождает беспамятного оборотня, потерявшего свою целостность монстра. Данный принцип работает только при сохранении нашей монадности как во времени, так и в пространстве. И эта идея открытой монады прекрасно высказана М. М. Бахтиным, когда он говорит о непрерывном человеческом диалоге. Для М. М. Бахтина каждая личность совмещает в себе единое и единственное место в мире с актуальной изменчивостью, принципиальной незавершенностью в том смысле, что каждый из нас способен завтра мыслить и действовать иначе, чем вчера. Но такое новое мышление все же мое, именно мне принадлежащее при полной моей вменяемости, самоотчетности и ответственности не только за мои вчерашние поступки, но и за сегодняшние переживания. Здесь как всегда важно «не выплеснуть с водой и ребенка», борясь против овеществления личности, не отбросить вместе с нею само душевно-духовное ядро, которое все же ограничено и не идентично космическому абсолюту.
Идея принципиальной открытости человеческой личности, превращения ее в свободный поток впечатлений еще более конкретизируется, когда речь заходит о конкретных независимостях: независимости от влияния родителей и вообще прошлого, независимости от житейских человеческих установок и связанных с ними страхов.
Идея независимости от родительского программирования очень четко выражена в психоанализе, особенно в работах Э. Берна. Человек должен найти расколдовыва-тель, дабы избавиться от заложенной в него с младенчества «программы», делающей из него марионетку, реали-
Лекция 8
затора чужих, возможно, бессознательных стремлений и желаний. Мысль прекрасна, однако, будучи повторяема на все лады, она постепенно приводит к идее полной автономности человеческого существа от родных и близких, всех тех, кто стоял у истоков его взросления. Стать полностью автономным и принимать свои решения без чьего-либо влияния становится самоцелью. Чтобы понять, свободно ли твое поведение и душевное состояние от заданности со стороны значимых других, родительских установок и давления факторов прошлого, Э. Фромм предлагает постоянно прослеживать путь, которым ты пришел к данной мысли или чувству.
Мне кажется, будучи воспринять как норма реального поведения, положение о полной автономности выбора быстро обнаруживает свою иллюзорность. Во-первых, полной автономности быть не может, это в лучшем случае регулятивная идея, во-вторых, полная автономность может проявляться как полная бесчеловечность, разрыв коммуникационных связей. Это хорошо подтверждают пьесы Ж.-П. Сартра, который, как известно, считал человека «дырой в бытии», т. е. существом, не зависящим от прошлого и влияний извне и каждый свой поступок совершающим в полной ценностной пустоте, ибо его темпоральные корни оборваны. Сверхчеловеки сартровских пьес крушат все направо и налево, проливают моря крови: они полностью автономны и не зависят ни от чьих укоров и страданий.
Жажда полной автономности делает невозможной ту самую человеческую близость, которую воспевают и Э. Фромм, и Э. Берн, противопоставляя ее всем видам симбиозов — неподлинных отношений между людьми, основанных на взаимной зависимости. Лично я не понимаю близости без всякой зависимости, привязанности, без учета чувств другого человека, без самокоррекции сообразно потребностям другого. Сама близость, равная полной свободе друг от друга, становится в та-
Дата добавления: 2016-05-05; просмотров: 426;