Нравственность перед искушением иномирностью. боты, надежды и утраты. Божественная самодостаточность не нуждается в смыслах
боты, надежды и утраты. Божественная самодостаточность не нуждается в смыслах. Именно смертность человека и его противостояние грядущему небытию наполняют его жизнь особым смыслом и драматизмом, совершенно излишними для безмятежности Абсолюта. «Смысл и трагичность, — пишет В. В. Налимов, — синонимы, т. е. слова с взаимно связанными значениями. Только отказавшись от смыслов, мы можем обрести великий покой. Мы его, наверное, и обретаем, уходя из жизни, погруженной в смыслы».
Проведенный анализ показывает, что эзотерически-психоаналитическая трансформация сознания, во-первых, чрезвычайно радикальна и ведет к фактическому самоуничтожению нашей земной личности, во-вторых, конечно же, неприменима к опыту большинства людей, согласных преобразовывать свое «я» лишь в рамках обычной жизни и чисто человеческих представлений. Это путь йогинов, экспериментаторов, святых, делающих свою душу полигоном специальных испытаний. Может быть, именно поэтому город Ауровилль, созданный как продолжение дела Шри Ауробиндо, стал в большей степени экзотикой, чем школой интегральной йоги для масс. Человеку — человеческое.
Мера и любовь
Распространение и популяризация перечисленных ориентиров для изменения мировидения и жизнечувствова-ния могут играть в реальной конкретной жизни двоякую роль — позитивную и негативную. Негативная роль может выражаться в обосновании отказа от тех чисто человеческих добродетелей, которые применимы лишь к конечному человеческому миру: заботы, привязанности, жалости, личностной целостности и т. д. Однако интереснее поговорить о позитивной роли. Мне кажется, что центральной здесь выступает проблема меры.
______________________________________ Лекция 8
Мера — одна из важнейших категорий философии, но мы почему-то редко прибегаем к ней, когда обращаемся к экзистенциальным, жизненным, житейским проблемам, когда говорим о сознании, переживании, поведении. Стало как бы общим местом то, что мера — характеристика количественная, а количественный подход невозможен там, где речь идет о душе и свободе. Конечно, понятие меры объединяет в себе соотношение количества и качества, но это не значит, что мера присутствует только там, где применимы метры и килограммы. В реальной жизни мы всегда на интуитивном уровне руководствуемся чувством меры, интуицией меры, помогающей нам сохранять разграничительную линию между полезным и вредным, добрым и злым, справедливым и несправедливым. Нарушена мера, и белое стало черным, хорошее — плохим, веселое — печальным, любовь — ненавистью.
Ориентация на бытие как результат трансформации сознания тоже должна осуществляться в определенной мере, в той, которая помогает человеку жить, а не уводит его из жизни, способствует его благополучию и счастью, а не заставляет его отказаться от обычного человеческого счастья как неистинного и не соответствующего идеалу.
Это, прежде всего, касается открытости человека миру, его способности расширять свой опыт до размеров Вселенной и сужать его до уровня клетки или атома, но при этом оставаться самим собой, индивидуальным духом, не теряющим своего личностного самосознания. И здесь следует упомянуть широко известных в мире, а теперь и в нашей стране авторов, таких как Станислав Гроф и Кен Уилбер. Экспериментируя с сознанием посредством ЛСД и дыхательных упражнений, Станислав Гроф описал «холотропную модель сознания», позволяющую получать состояния открытости без длительных медитативных упражнений и изменения стиля и образа жизни. Опыт С. Грофа показал,
Дата добавления: 2016-05-05; просмотров: 468;