Социально-нравственные добродетели. создает мир культуры, он каждый день создает и пересоздает самого человека, дает ему возможность сохраняться и развиваться как личности
создает мир культуры, он каждый день создает и пересоздает самого человека, дает ему возможность сохраняться и развиваться как личности, как целостному «я», обладающему волей и способностью целедостижения. Конечно, чрезмерный и непосильный труд может погубить, но погубить может все чрезмерное, даже удовольствие, когда оно выходит за разумные пределы.
Без труда человечество жить не в состоянии, оно возникло и стало развиваться, преобразуя природу, и не мо-жет сойти со своего исключительного в биологическом мире пути. При этом, говоря словами Декарта, относящимися, правда, к Богу, а не к человеку, «сила воспроизведения должна быть равна силе творения». Труд не может быть остановлен ни на день, ни на минуту. Все, что создано, должно поддерживаться новым нескончаемым усилием, должно ремонтироваться, обновляться, развиваться и совершенствоваться. Таков людской удел.
В истории мысли труд всегда оценивался как некое двойственное, амбивалентное начало, носитель и радости и тяготы. Если отождествлять способность к труду со способностью к творчеству, то можно сказать, что это качество уподобляет человека Богу, который тоже трудился, создавая мир, и в определенном смысле трудится, неустанно поддерживая наше бытие. Как и Господь, мы способны творить, а творчество невозможно без труда.
Согласно первой точки зрения, труд — благо и радость.
Отнюдь не религиозный мыслитель Карл Маркс высоко ценил труд, считая его родовым качеством человека, высшим наслаждением, когда труд является свободным, избавленным от эксплуатации и подневольности. Правда, замечал Маркс, в классовом обществе, где одни повелевают, а другие лишь подчиняются, «от труда бегут, как от чумы». Это происходит в силу того, что плоды труда отчуждены от человека, да и сам труд оказывается вынужденным, несвободным. Чтобы освободить труд и сделать всех радостно-трудолюбивыми, надо, считал
____________________________ __________ Лекция 9
Маркс, ликвидировать частную собственность и отдать средства производства в руки трудящихся. История не подтвердила Марксову модель достижения трудолюбия. Видимо, ситуация оказалась гораздо сложнее.
Если первая точка зрения прославляет труд и ищет путей его освобождения от негативных наслоений, то вторая точка зрения, характерная для некоторых религиозных философов, изначально видит в труде проклятие. Бог изгнал Адама из рая за непослушание, а в наказание дал ему тяготы материального мира, смерть и труд. Труд
— это вериги, надетые на свободный дух, это каторга,
казнь, постигшая своевольных. Труд, пот, кровь, слезы
— вот единый печальный список человеческих страда
ний, и труд стоит во главе его. Разумеется, при таком
подходе весьма сложно говорить о трудолюбии. Речь мо
жет идти разве что о терпении, о добродетели смирения,
об ощущении себя рабами Божьими, которые понимают,
как сильно они провинились и оттого не ропщут, а толь
ко несут свой земной крест с надеждой на грядущее из
бавление. Заметим, что в расхожих религиозных взглядах
рай представляется местом отдыха от трудов, где можно
ничего не делать, сидя на кисельных берегах возле молоч
ных рек. А в раю мусульман еще и гуляют прекрасные
гурии, готовые развлечь мужчин, жаждущих удовольствий.
Существует и третья точка зрения, свойственная ряду эзотерических учений. Согласно ей, мир — не место наказания, а что-то вроде мастерской, учебного класса, полигона для деятельности. Развоплощенные духи, находящиеся в тонких мирах между смертью и очередным рождением, могут творить, но творят они в астральном мире, где нет сопротивления среды, и потому они не могут всерьез развить свои качества. Для духовного восхождения нужен мир, полный сопротивления, и таким миром является Земля, куда нас отправляют для преодоления трудностей. Труд — это как раз то, что нам нужно, это наш способ саморазвития и самосовершенствования. Поэто-
Дата добавления: 2016-05-05; просмотров: 511;