Социально-нравственные добродетели. му труд и трудности надо приветствовать
му труд и трудности надо приветствовать. Каждая из трудностей учит нас и помогает достигнуть более высоких ступеней бытия. Путь от идеи до ее воплощения, преодоление материальных барьеров, неподатливости среды делает индивидуальность интегрированной, целостной, достойной всяческих похвал.
Мне кажется, что и материалистическая идея труда как родовой сущности человека, и версия «земля — школа-мастерская» в равной мере хороши, ибо обе они дают позитивное обоснование и труду и трудолюбию. В сущности, они говорят о том, что возможно и закономерно не просто трудиться (охая, стеная и проклиная все вокруг), а быть трудолюбивым, т. е. трудиться с радостью и удовольствием, с интересом и энтузиазмом.
Но для кого прилежно и старательно трудится человек: для себя или для других? Подобный вопрос правомерен, поскольку в истории идей мы можем встретить противоположные позиции.
Этика и психология всякой общинности и коллективизма говорят нам: человек должен трудиться на благо общества. Только тогда индивид действительно морален, когда его трудолюбие служит всем. Лишь в этом случае он не эгоист, не стяжатель и не пройдоха. Морального поощрения заслуживает тот труженик, который, забывая о себе, заботится о благе ближних: соплеменников, соседей, друзей, товарищей по партии. Ради них он готов конструировать и изобретать, не спать ночей, брать на себя самый черный и неблагодарный труд. В литературе и кинематографе советского периода бескорыстный труд на благо общества романтизировался: целина, великие стройки, где трудовые подвиги совершаются в ужасных бытовых условиях, без должной оплаты, но ради других и за идею.
В этике и психологии прагматизма, а также утилитаристских подходах, напротив, заслуживает уважения труд на самого себя, индивидуалистическое следование соб-
Лекция 9
ственному благу. Труд для других не то чтобы вовсе отвергается, но рассматривается как нечто вторичное, производное от глубоко нравственного следования собственному благу. Принося пользу себе, ты приносишь пользу обществу, поэтому трудиться нужно прежде всего на себя самого, на свою семью, на узкий круг людей, с которыми ты себя отождествляешь. Слишком рьяное усердие в пользу других рассматривается, скорее, как некое отклонение, чудачество, быть может, даже опасное чудачество, ибо оно подрывает основы общества, построенного на принципе личной пользы. Бескорыстно работают для других только блаженные, а они никак не могут составлять позитивное социальное большинство.
Противоречие двух идейных позиций достаточно успешно разрешается в реальном трудолюбии, при котором человек, как правило, трудится и для себя, и для других. Тот, кто действительно любит труд, получает удовольствие от преодоления и усилия, поиска и творчества, хорошо работает для себя, но не отказывается потрудиться и для другого — для друга, для соседа, поучаствовать в необходимых общественных или благотворительных работах.
Второй вопрос, возникающий, когда разговор заходит о трудолюбии: ради чего трудится трудолюбивый человек, ради самого процесса труда или ради его результатов?
Заметим, что сами результаты могут быть поняты по-разному.
Во-первых, это результат-вознаграждение. Видимо, того, кто работает только ради вознаграждения, сложно назвать поистине трудолюбивым. Каждый из вас может с легкостью представить себе некоего тоскливого субъекта, который выполняет нудную и однообразную работу, мечтая лишь об одном: когда же наконец выдадут зарплату. Человеку нужны деньги, и ради них он страдает, с отвращением выполняет неинтересные для него обязанности. Скорее всего, такой труд не принесет добрых результатов, раздраженный работник наделает ошибок,
Дата добавления: 2016-05-05; просмотров: 503;