Нравственность перед искушением иномирностыо
беспокоимся, потому что стали к ним глубоко равнодушны. Оно освобождает нас от условной, но все же ощутимой границы между жизнью и смертью. Хорошо жить без страха! Но не слишком ли это большая цена за избавление? И жизнь ли это?
Чтобы сделать целостной картину изменения сознания, к которой призывают нас сторонники трансформации внутреннего мира, нужно сказать, что два ведущих способа человеческого мировосприятия — рациональное и эмоциональное — они также считают главными источниками пагубных для истинного бытия иллюзий.
Для Шри Ауробиндо человеческие эмоции тесно связаны с виталическим желающим началом, они есть форма его проявления. А желания должны быть немедленно преодолены, причем в присутствии объектов желания. Первое правило йоги гласит, что «садхака должен довольствоваться тем, что к нему приходит, большим или малым. Если вещь есть, он должен быть в состоянии использовать ее без привязанности или желания, если чего-то нет, он должен быть индифферентен к этому отсутствию». Эмоции как проявление желаний, а значит, частности, частичности человека искажают объективное видение, не дают стать открытым Абсолюту. Аффекты загрязняют мировосприятие, обвивают человека путами страха и зависти, тревоги и опасений. Кстати, весьма далекий от Шри Ауробиндо Ж.-П. Сартр тоже трактует эмоции как магическое oтношение, как своеобразное волшебство сознания, искажающее мир нам в угоду, как игровое, иллюзорное преодоление реальной проблемы. Эмоциям вообще очень не повезло. Обратившись к истории, мы увидим, что и Бенедикт Спиноза в свое время считал их, прежде всего, затемняющим и путающим началом.
Впрочем, в отличие от Спинозы, который полагал логику духовным автоматом и строил свое изложение в геометрической форме, трансформаторы духа, синтези-
Лекция 8
ровавшие в своем подходе традиции Запада и Востока, считают, что логика ничем не лучше эмоций. Именно «рацио» закрепляет и омертвляет отдельные фрагменты действительности, разделяет их, навешивает на них понятийные вербальные ярлыки. Сам индивидуализм становится возможным в силу того, что «я», отделяя себя от мира, утверждает свою отдельность в словах и логике понятий. Критикуя христиан за неумение почувствовать себя органической частицей Вселенной, Духа, С. Вивеканан-да восклицает: «Весь разум — мой разум. Всеми ногами я передвигаюсь. При помощи всех уст я говорю. В каждом я воскресаю. Почему я не могу почувствовать это? По причине этого индивидуализма, этого свинства. Вы заковали себя рассудком и можете быть только здесь, не там». Значит, и человеческий разум — препятствие на пути к истине, к аутентичному бытию, и он должен уступить место чему-то иному, не известному обычному человеку и не изведанному им.
Следовательно, предлагаемая трансформация сознания полностью лишает его всех человеческих черг. Даже трудно представить себе существо с душой столь текучей и изменчивой, что оно не пытается сохранять ни себя, ни другого; полностью отказавшееся от земных желаний, живущее мгновением, равным вечности. Существо, настолько повернувшее свой лик к другим измерениям бытия, что ему чужды теперь и эмоции и слова. Собственно говоря, в нем не остается почти ничего человеческого, земного, знакомого. Это — иномирное создание, полубог или подобие Бога, но не человек. Все житейские представления о доброте, гуманности, любви теряют перед его лицом свой смысл. И это — особенно важный момент: смысл исчезает вообще! Совершенная гармония с миром, идентификация с Абсолютом, созерцание бытия мириадами глаз — все это уничтожает смыслы в их человеческом понимании. Ибо смысл — порождение ограниченного мира, знающего концы и начала, цели и за-
Дата добавления: 2016-05-05; просмотров: 406;