Нравственность перед искушением ииомирностью
ком случае пустой, случайной, холодной. Она может быть, а может и не быть, ибо стороны прекрасно обходятся друг без друга.
И здесь мы переходим к теме независимости от житейских коммуникационных установок.
Человек, полностью перешедший в модус «быть», избавляется от таких неприятных вещей, как ожидание ответа со стороны другого человека и от ревности, этого обычного спутника душевной привязанности. Даже не претендующие на полную трансформацию духа психологи советуют: «Избавьтесь от ожиданий по отношению к другим людям! Они не обязаны вас любить! Любите сами, ничего не прося взамен, ни на что не рассчитывайте». Страшноватая установка! Стоит лишь вдуматься: надо увидеть мир как мир одиночества, где никто не должен вами интересоваться, где и ждать ни от кого не следует ни любви, ни участия! Но тогда почему я должен любить? Или право не любить — это всегда право других? И могу ли я любить, как Бог: ничего не прося? Для этого я должен быть, как Бог: бесконечен, полон, всемогущ (впрочем, даже в христианстве неоднократно повторяется мысль, что и Бог нуждается в нашей любви, в нашем ответе, в нашей протянутой руке!). Видимо, все-таки модус «быть», проведенный до конца, снимает и эти проблемы, так как, находясь в нем, я уже не хочу ничьей любви, ничьего постоянства, никакого удер-жания. Меняется калейдоскоп впечатлений, и я лишь благоволю к ним с тем, чтобы в следующее мгновение один узор незамедлительно сменился другим. Я ничего не предпочитаю, все иерархии выбора исчезают, я плыву, как сорванный лист по реке, не стремясь причалить ни к какому берегу.
Как ни странно, высокий пафос Эриха Фромма, описывающего модус «быть» с опорой на Мейстера Экхарта, удивительным образом пересекается с учением магистра эротики Марио из книги Эммануэль Арсан «Эммануэль».
Лекция 8
Марио учит Эммануэль предаваться эротическим фантазиям с любым и каждым, с кем сведет ее судьба, без разбора качества, количества и меры, без предпочтения, переживая лишь данное мгновение, равное вечности. Бесконечное, обезличенное разнообразие (бывают и такие парадоксы!) перетекает в однообразие, и книга повергает в гнетущую тоску даже тех, кого не шокируют натуралистические описания. Но ведь духу индивидуализация нужна еще больше, нежели плоти!
Трансформация нашего внутреннего мира, таким образом, дает нам ту свободу, которая убивает избирательность, любовь, жалость (проблема соотношения свободы и жалости, сопровождающей любовь, очень волновала Н. Бердяева, который при всем своем выдающемся свободолюбии писал в «Самопознании» о том, что так и не смог найти примирения этих двух начал, двух мотивов человеческого поведения). Модус «быть» не ведает жалости и сожалений, это бесконечное могучее движение вперед, где сам вектор «вперед» тоже не имеет особого значения.
В соответствии с дзен-буддистскими и другими эзотерическими представлениями, переход к истинному бытию, сбрасывание с мира покрывала иллюзий освобождает нас от страха. Страх, действительно, мучительное переживание, он имеет, как известно, множество видов и форм. Шри Ауробиндо говорит о том, что страх пронизывает все наши клетки, это косное начало, тянущее нас назад, прочь от света сознания. В философской и психологической литературе тема страха освещена с разных сторон. Страх бывает конкретный и бытийный (метафизический), есть страх перед будущим, страх болезни и смерти, страх несоответствия принятым социокультурным нормам и требованиям и т. д. Истинное бытие освобождает нас от всех видов страха сразу, потому что освобождает от всего: от культуры и общества, от нас самих, от привязанности к близким, за которых мы теперь не
Дата добавления: 2016-05-05; просмотров: 446;