Нравственность перед искушением иномирностью. ставляет нас застревать на конечном, не выполняя заветов не только индийских мыслителей или западных мистиков
ставляет нас застревать на конечном, не выполняя заветов не только индийских мыслителей или западных мистиков, но и таких признанных рационалистов Нового времени, как Б. Спиноза, утверждавший, что единственный истинный вид любви — познавательная любовь к Богу.
Итак, нужно так перестроить свое сознание, чтобы оно отрешилось от индивидуализма с присущими ему желаниями и страстями. Эти изменения должны идти изнутри, путем добровольной самоотдачи. «Средство — постоянно думать о Всевышнем, а не о себе, работать и действовать, выполнять садхану для Всевышнего, не смотреть, как это или то воздействует на меня лично, ничего не требовать, но передавать все Всевышнему. Это надлежащий путь».
Не покориться коллективности, общественному мнению, большинству, составленному из таких же, как ты сам, людей, но растворить свое «я» в Духе, во вселенском сознании-силе, отдаться ему и идентифицироваться с ним, утратив все свои личностные, узкочеловеческие черты, делающие тебя тобою. Именно это поможет обрести чистоту и объективность видения даже в рамках нашего смертного тела: объективность, интегральность, свободу от эгоистических страстей.
Надо сказать, что этот действительно красивый порыв выйти за пределы собственной ограниченности и воспарить к духовной сердцевине мироздания встречал яростное и отчаянное сопротивление в самой истории философии. Стоит вспомнить Кьеркегора, отвергнувшего мудрость Гегеля и возопившего к Иову, жаждущего от Бога не растворения, но облегчения собственных страданий, вызволения, чуда. Дело субъективности не растворяться, но стремиться к доступным формам своего человеческого счастья; любить других, конечных и смертных, всею силой любви к бессмертному; утверждать себя и своевольничать, даже если за это следует расплата. Об этом
Лекция 8
писали Ф. Достоевский и Л. Шестов, об этом говорили философы-экзистенциалисты.
Но посмотрим, какие еще нарекания вызывает наше желающее «я». Обратимся к современному западному автору, знаменитому психоаналитику, блестящему литератору Э. Фромму. Наше «я», пронизанное пластами бессознательного, захваченное своими импульсами и влечениями, видит мир, словно в кривом зеркале. Доподлинно оно видит вообще не мир, а только себя самое, проекцию собственных темных, подспудных глубин. «Имеем ли мы дело с перенесением, проекцией или рационализацией,— пишет Э. Фромм, перечисляя психологические механизмы, описанные 3. Фрейдом,— большая часть того, что человек осознает, является вымыслом (выделено мною,— Е. З.-А.), в то время как то, что он подавляет (т. е. бессознательное), является реальным».
В соответствии с этой точкой зрения, человеческий мир выступает как поле наших инфантильных фантазий, которые никак не могут согласоваться с принципом реальности. Реальность не предназначена для того, чтобы удовлетворять наши хотения и требования, и мы ведем себя, как глупые и капризные дети, тешим себя несбыточными мечтами, гоняемся за призраками, создаем мифы, приписывая другим людям свойства и черты, которых у них нет, а обстоятельствам — не присущие им механизмы. Ложное сознание среднего человека должно быть и может быть прояснено, считает Э. Фромм, и прекрасные средства веками разрабатывал для этого дзен-будцизм с его коанами и другими способами выявить для людей абсурдность их повседневного видения. Искусство дзен должно помочь человеку выйти за рамки бессознательных проекций, вызволить его из тумана страстей и показать действительность объективно. Поэтому дзен и психоанализ — путь к свободе.
Вот здесь и возникает вопрос: к свободе от чего? Прочитав Э. Фромма и другие исследования, связанные с
Дата добавления: 2016-05-05; просмотров: 438;