Нравственность перед искушением иномирностью. ки и психотерапевты, восточные мистики и западные религиозные философы.
ки и психотерапевты, восточные мистики и западные религиозные философы.
В чем же состоит их устремленность? Чего хотят они от маленького, физически ограниченного человеческого существа?
Прежде всего надо сказать, что их идеи гуманны (впрочем, никак нельзя назвать антигуманным и классический марксизм, восставший против эксплуатации и засилья вещных отношений). Они хотят для человека счастья, свободы, блаженства (ананды), единства с Богом, Космосом, Вселенной. Главный пафос трудов этих различных авторов — стремление избавить человека от иллюзий, пронизывающих всю его жизнь и вызывающих неисчислимые страдания. Это старинная идея восточных и западных религий, мистики и эзотерики. Человек страдает не потому, что живет при конкретном социальном строе. Он будет страдать во всех случаях и при любом общественном устройстве, если не избавится от онтологического и ценностного тумана, застилающего его глаза, если не сбросит его иллюзий и не увидит мир таким, каков он есть поистине и в сердцевине. Для счастья надо изменять свою душу, свой дух, свое сознание, и изменять в корне, радикально, не жалея о развеявшемся дыме собственно человеческих упований и надежд.
Отчего человек несчастен? Оттого, что он видит мир как конечное, ограниченное, субъективное и частичное существо. Он все дробит и разделяет, забирается в свою скорлупу, плачет в ней от чувства отъединенности от мира и страха смерти. Он искажает природу вещей узкоэгоистическими страстями. Он опутан паутиной страданий, так как он слишком человек. Оппозиции «конечное — бесконечное», «ограниченное — безграничное», «субъективное — объективное», «частичное — интегральное», «иллюзия — реальность» очень типичны для трансформаторов души. Путь к новому, счастливому человеку лежит через осознание нами нашей космичности, духовности,
Лекция 8
через сокрушение всех рамок и границ, будь то пространственно-временные пределы или тиски житейской необходимости.
Рассмотрим подробнее, какие дороги Духа предлагают нам религия, эзотерика, психоанализ и какие колдобины и ухабы ждут нас на этих дорогах.
В перечисленных учениях имеются в виду не посмертные судьбы человека, а его прижизненные изменения, то, каким он должен стать здесь и сейчас, какими глазами смотреть на себя и мир. И в качестве основной позиции можно назвать необходимость отказа от взгляда на действительность через призму желаний. Это старая идея индуизма и буддизма. Желания — закономерный результат нашей партикулярности, частичности, фрагментарности бытия. Это наша направленность на ограниченные и частичные проявления мира, которые приобретают для нас самодовлеющую ценность.
Отдельные вещи смертны, подвержены старению, они могут быть отняты у нас и отнимаются на каждом шагу. Стремление и любовь к ним делает нас несчастными, уязвимыми, бесконечно страдающими; чтобы выбраться из пучины чисто человеческих мук, надо подняться к Интегральному видению, к Абсолюту, к бессмертному, к тому, что не предаст и не обманет. Все конкретное теряет смысл перед лицом Божественного единства: оказывается тенью, частным случаем. «Нашу любовь мы должны давать Высочайшему Одному, Кто никогда не умирает и никогда не изменяется,— пишет С. Вивекананда.— Ему, в океане любви которого не бывает ни приливов, ни отливов, она должна идти к тому, Кто истинный бесконечный океан любви... Бог есть один конечный пункт, куда должны наконец прийти все наши чувства и страсти». Но суетливое «эго», «гном-переросток», как называет его ученик Шри Ауробиндо Сатпрем, постоянно тянет одеяло на себя, не дает подняться над частностями, приблизиться к живой всеобщности. Наше желающее «я» за-
Дата добавления: 2016-05-05; просмотров: 424;