Сигникативная функция

С коммуникативной тесно связана сигникативная функция культуры (от англ. sign — знак), буквально — функция приписывания значений и ценно­стей. То, что не вовлечено в культурный оборот человечества, как бы не имеет значения и ценности. Звездное небо над головой первобытного чело­века не имело никакого значения до тех пор, пока он не вовлек его в свой круг мифологических представлений, не составил небесных карт, помога­ющих в мореплавании, не построил астрономических теорий и не послал в космос спутники. С тех пор небо стало частью культуры. Каждое созвездие получило легендарную историю, наименование в научном каталоге, физи­ко-химические характеристики.

Так происходило с любыми естественными явлениями, которые друг за другом на протяжении сотен тысяч лет вовлекались в культурный оборот и получали наименование. Лес оставался скопищем деревьев, пока не стал укрытием, источником питания, обиталищем духов, охраняемым государ­ством лесопарком, городским сквером. С этих позиций дерево в лесу и де­рево под вашими окнами — разные деревья. Первое — часть зеленого насаж­дения, второе — элемент ландшафта. У них разные функции. Первое дает планете кислород, а животным — пищу. Второе затеняет от солнца, украшает прилегающую территорию, служит иным декоративным целям.

Итак, расширяя сферу культурного освоения мира, человек одновремен­но расширяет область обозначаемых предметов. В итоге объем культуры и объем предметов, приобретших ценность и значение, всегда совпадают. Это равновеликие явления. Но дело этим не ограничивается. Охватив сеткой значений определенную область природы, человек постоянно переимено­вывает, переобозначает, переоценивает что-то внутри этой области. Одни и те же предметы у разных народов и в разные исторические эпохи получа­ют разные значения и ценность. В результате мы можем встретить таких старожилов культурной ойкумены, у которых накопилось несколько десят-

ков, если не сотен, значений. В совокупности они составляют то, что мож­но назвать культурной или исторической биографией вещей.

Благодаря сигникативной функции культура предстает как осмысленное представление о мире, неважно в какой конкретной форме выражено это представление — в виде философской системы, поэтического стихотворе­ния, мифа, научной теории.

Маленькими кирпичиками, из которых они, эти конкретные формы, создаются, выступают знаки, символы, метафоры, формулы, цифры, риф­мы, имена, слова (рис. 16). Кирпичики складываются в более крупные объ­единения и получаются сонеты, поэмы, гипотезы, эмпирические факты, математические уравнения, статистические таблицы, легенды, эпосы и т.п. Наконец, здания объединяются в поселки, города, мегаполисы, страны, континенты.

Вот как это выглядит на схеме (рис. 17).

Рис. 16. Исходные кирпичики сигникативной функции

Рис. 17. Из маленьких кирпичиков строятся малые, средние и крупные здания: поэмы, гипотезы, романсы, таблицы

Итак, сущность сигникативной функции состоит в том, что культура предстает перед человеком как целостная система значений. Благодаря это­му люди понимают друг друга, общаются между собой, накапливают и рас-

пространяют информацию, углубляют и расширяют знания, обучаются, творят произведения искусства и научные теории.

Единство функций

Оно прослеживается в любом культурном явлении. Действительно, хотя функций много, все они легко обнаруживаются в любом культурном явле­нии, событии, предмете. Например, миф. В чем проявляется защитная функ­ция мифа? На первый взгляд ее вовсе не существует. Если, конечно, под мифом подразумевать простой вымысел неграмотного человека. Но это да­леко не так. Первобытный человек вообще ничего не придумывал. Он не умел этого делать. Сказки, вымыслы, фантазии появились позже — после того как возникли мифы.

Миф для наших предков заменял науку, историю, религию, искусство, политику, а иногда и экономику. Не понимая, куда деваются души умерших, почему происходят засуха, гроза, наводнения, древний человек создавал совершенно правдоподобное — с его точки зрения — объяснение случивше­муся. Придуманные боги служили заменителем первопричины всего суще­го. Создание мифа успокаивало наших пращуров, делало мир более осмыс­ленным, упорядоченным, понятным. Если духи сердятся, значит надо задоб­рить их жертвоприношением, молитвой или иным ритуальным действием. Это было просто и понятно обитателям пещер.

Одновременно миф выполнял коммуникативную функцию, ибо на 70— 90% жизнь первобытного человека вертелась вокруг мифологии: готовясь к охоте, люди отправляли охотничьи ритуалы и задабривали бога охоты; го­товясь к пахоте, севу, родам, переезду на новое место, свадебной церемонии, возведению ирригационного канала и проделывая многое другое, первобыт­ные люди обязательно касались мифов. А уж о роли мифа в социализации и обучении молодежи, в скрашивании досуга и говорить не приходится.

Сигникативная функция подразумевает множество знаков, дат, имен, выражений, жестикуляций, обрядовых танцев, хоровода и коллективных танцев, каждый из которых нес определенный смысл, значение, эмоцио­нальный заряд. Благодаря мифу окружающая среда приобретала осмыслен­ность и упорядоченность. Вся родословная племени фиксировалась только в мифе, передающемся изустно. Вся история племени, правила поведения, моральные наставления регистрировались в мифологической форме. В труд­ных жизненных ситуациях, когда люди не знали, как поступить, обращались за советом к мифу.

Постепенно миф из небольшой объяснительной схемы разрастался в стройную мировоззренческую систему, охватывающую все первобытное общество. В расширительном смысле его можно назвать протокультурой.








Дата добавления: 2016-07-09; просмотров: 864;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.006 сек.