Счастье и смысл жизни
широкая демократизация во многих странах, утрата массовым сознанием религиозности привели к кризису старых смыслов, поставили многих людей перед непривычным и непонятным для них поиском: поиском смысловым. Пожалуй, не только мы в России, но и люди в других внешне вполне благополучных странах не готовы к этому поиску и выбору, теряются перед ним, утрачивают всякий смысл, а значит, тоскуют и мечутся без реальных ориентиров. Они не знают, зачем нужна им жизнь, требующая столько усилий, страданий, самодисциплины. Сами они не способны найти ответы, а общество молчит...
Однако смыслы, задаваемые обществом через ценности, — это еще не вся полнота смысла. В свое время советский психолог А. Н. Леонтьев много внимания уделил личностным смыслам — той интерпретации, которую претерпевают в индивидуальном сознании смыслы внешние, официальные. А интерпретирует каждый из нас. Мы можем принять провозглашаемого обществом Бога как своего, как «внутреннее ты», а можем не принять... Можем испытывать пафос по поводу целостности неделимого государства, а можем не испытывать. И если в обществе считается главным смыслом, предположим, научное творчество, то любой из нас может не принимать этого смысла как своего и вовсе не желать сидеть у компьютера, а, напротив, воодушевляться насаждением садов или воспитанием детей.
Смысл так или иначе связан с внешним, но он у каждого свой.
Когда мы говорим о смысле жизни, то должны осознавать, что этот смысл — не просто удержание в сознании некоей ценности или даже понимание значения каких-то факторов. Смысл — всегда переживание, эмоциональное состояние, причем состояние положительное (мы не зря сказали выше, что без него человек не может быть счастливым). Сравним коротко состояние осмыс-
Лекция Г
ленности и бессмысленности, чтобы лучше понять, в чем именно выражается наличие смысла жизни.
Бессмысленность можно описать через следующие экзистенциальные моменты:
1. Скука. Переживающий бессмысленность человек не
знает, чем себя занять, а если занимает, то его деятель
ность не вызывает у него удовлетворения, она выступает
как внешняя по отношению к нему, навязанная насиль
но, и только тяготит. Скука окрашивает мир в серые блек
лые тона, сливает разные явления и предметы в неразли
чимость, взгляд скользит равнодушно, не останавлива
ясь ни на чем. Скука — это дефицит впечатлений, смыс
ловой и сенсорный голод.
2. Депрессия, тоска, раздражение.
3. Отсутствие значимых целей. Те цели, что заданы
извне, при бессмысленности не воспринимаются как
свои, отторгаются; отсутствует внутреннее побуждение к
целедостижению.
4. Собственная незначительность, ненужность в
субъект-субъектных отношениях, личностное одиноче
ство, покинутость и оставленность другими людьми.
5. Собственное место в универсуме переживается как
случайное и безосновное, неуютное, лишенное предна
значения.
6. Неприятие реальности, отрицание ее, отказ от нее.
Наличие смысла жизни описывается через такие мо
менты:
1. Спонтанный интерес к жизни и к людям. Когда жизнь осмысленна, человек каждое утро просыпается с веселым любопытством к миру, предвкушает новые встречи, разговоры, открытия, которые живо волнуют его и вызывают эмоциональный подъем. Смысл и интерес — две стороны одной медали: интерес делает жизнь осмысленной, а смысл поддерживает неугасающий интерес к действительности. Именно поэтому тот, кто страдает от бессмысленности, депрессии, скуки, ищет прежде всего
Дата добавления: 2016-05-05; просмотров: 569;