Счастье и смысл жизни. интересного для себя. Интерес, как иголка нитку вытаскивает за собой смысл.
интересного для себя. Интерес, как иголка нитку вытаскивает за собой смысл.
2. Спонтанная радость. Наличие у жизни смысла про •
является в радости, которая на первый взгляд может ка
заться беспричинной. На самом же деле смысл является
важнейшим ее источником. Необходимо подчеркнуть, что
смысл — внутренняя значимая цель — осознается не во
всякую минуту, он существует незримо за рамками на
ших практических действий и рациональных рассужде
ний как их скрытая предпосылка, как та сокровенная
сила, которая воодушевляет нас. Порой мы даже заду
мываемся, почему нам так хорошо, и необходимо уси
лие, чтобы вывести содержание смысла в план сознания.
3. Целеустремленность. Наличие смысла связано с
наличием целей, понятых и пережитых как свои, желан
ные, значимые. Смысл выражается во внутренних целях
и осуществляется через цели внешние. Например, ком
позитор видит смысл своей жизни в том, чтобы писать
музыку, которая звучит в его душе, и воплощает эту внут
реннюю бесконечную цель в создание конкретных про
изведений. Или женщина видит смысл своей жизни в
любви к детям, воодушевляется этой любовью и выража
ет себя через заботливую целеустремленную деятельность:
уход, воспитание, развитие своих сыновей и дочерей.
4. Переживание своей значимости и важности в отно
шениях с другими людьми. Чувство единения и гармо
нии. Конечно, конфронтация, соперничество, вражда
тоже может придавать жизни осмысленность, однако в
этом случае мы противостоим одним людям (противни
кам, врагам) и солидаризируемся с другими (соратника
ми, друзьями). Осмысленность основывается на иденти
фикации со своим кругом, на переживании единых взгля
дов и интересов. Люди, которые потеряли свой круг и
которым не для чего и для кого жить, теряют смысл жиз
ни, а с ним и всякий жизненный пафос. Другой вопрос,
что идентификация может быть разной: можно отожде-
______________________________________ Лекция 7
ствлять себя не только с актуально живущими людьми, но и со своими предками и видеть смысл в поддержании памяти о них. Или можно видеть себя частью интеллектуальных сил эпохи и утверждать своей жизнью некоторые ценности, характерные для этого незримого колледжа. В таком случае смысл тоже присутствует и подвигает человека на продолжение жизни и деятельности.
5. Восприятие своего места в универсуме как необхо
димого и имеющего основания, несущего в себе опреде
ленное призвание. Такое место не всегда уютно, но оно
значимо и весомо, оно фундирует нашу индивидуальную
жизнь, как бы придает ей солидность, направленность,
оправданность. Когда у жизни человека есть смысл, его
бытие оправдано, он вправе быть и вправе быть таким,
как он есть.
6. Принятие реальности, признание ее за несомнен
ное благо, несмотря на все ее противоречия, ужасы и
обманы.
Сделанное нами описание состояний бессмысленности и осмысленности показывает, что поиск и поддержание смысла — это работа не только ума, но также воли и сердца, живых человеческих чувств. Без учета смысла как эмоционального переживания разговор о нем становится абстрактным, а сам смысл превращается в неуловимый фантом. Читатель может взглянуть в глубину своей души и в полной мере прочувствовать, есть ли в его жизни смысл.
Завершая разговор о счастье и смысле жизни, мы не можем упустить из виду тот факт, что они весьма противоречиво связаны с фундаментальными этическими категориями добра и зла. В идеале смысл жизни и счастье — это достояние человека, в полной мере реализующего лучшие свои потенции, хорошего, доброго, творческого, живущего продуктивной жизнью. Однако в реальной жизни добрые и славные люди нередко бывают несчастны, а некоторые на каком-то этапе жизни могут потерять ее смысл. В то же время деятельность весьма злого, же-
Счастье и смысл жизни
стокого, хитрого индивида может быть вполне осмысленной. Каждый из нас видел по телевизору не один кинороман, где главным смыслом жизни отрицательных героев становится месть, завладение чужим богатством или разрушение чужой любви. Тиран и деспот, преступник и убийца могут быть по-своему счастливы. Впрочем, это ничем не дискредитирует феномены счастья и смысла жизни, а лишь говорит об их экзистенциальной природе, не сводимой к одной только чистой морали.
Лекция 8
Дата добавления: 2016-05-05; просмотров: 446;