Счастье и смысл жизни. рует ни умиротворенности, ни удовлетворенности, ни любви, ни творческого расцвета
рует ни умиротворенности, ни удовлетворенности, ни любви, ни творческого расцвета. Смысл в некотором отношении гораздо фундаментальнее счастья, он существует и без него. Смысл жизни можно видеть в борьбе до победного конца, в терпеливом и смиренном выполнении долга, в изматывающем душу и тело преодолении себя, в самоутверждении через все препятствия, в обеспечении другим людям благ и возможностей — т. е. в «вещах» трудных. Смысл возможен и в тяжелой болезни, и перед лицом смерти, когда о счастье говорить не приходится по чисто объективным причинам. Смысл обладает неуязвимостью субъективного как особой духовной реальности. Другой вопрос, что когда его нет, то его трудно обрести. Зато когда он есть, его ничем не одолеешь.
Итак, каким же образом смыслы живут и функционируют в культуре? Всякое общество задает свои членам определенную систему высших ценностей, способных придать жизни смысл. Эти ценности располагаются как бы на трех уровнях.
Первый уровень — ценности трансцендентного, дающие возможность осмыслить жизнь в связи со смертью и придать смысл смерти. Это представление о Боге и богах, об абсолютных принципах, лежащих в основе мира и задающих систему моральных абсолютов. Ценности трансцендентного цементируют общество, они, как правило, выстраиваются в идеологическую систему, оказывающую воздействие непосредственно на эмоции людей, в результате чего религиозные смыслы страстно переживаются. Правда, в XX в. существовали государства (таковой была и наша страна), практически отказавшиеся от ценностей трансцендентного и заменившие их разными вариантами светской религии: верой в мировую революцию, в идеал коммунизма как в высшую земную правду, определяющую мораль и смысл жизни и смерти.
Второй уровень — ценности общества и культуры: политические идеалы, государство, его границы, его исто-
______________________________________ Лекция 7
рия. Этнонациональные ценности: традиции, язык, искусство и культура, сохранение самобытности и индивидуального лица народа. Второй уровень, как правило, тесно связан с первым. Он включает также диалектику регионального и общечеловеческого: можно находить высокий смысл в служении человечеству как таковому и посвятить такому служению жизнь.
Третий, очень богатый по содержанию уровень, представлен ценностями личной жизни, протекающей в мире повседневности. Эти ценности различны для разных эпох, однако в них в большинстве случаев включается здоровье и долгая жизнь, мудрое отношение к перипетиям судьбы, определенная деятельность и успехи в ней, творчество, достижение социального статуса, создание семьи и продолжение рода, любовь, добрые отношения с окружающими людьми. В восточных культурах особо ценным является созерцание, эстетическое отношение к миру. Все эти моменты могут быть и являются смысло-созидающими.
В реальной жизни все виды ценностей, а значит, и смыслов тесно связаны и переплетены, они не отстоят механически друг от друга, составляют единый сплав. Чем более иерархическим и деспотическим является общество, тем в меньшей степени индивидам позволяют выбирать свои высшие ценности. Ведущие смыслы оказываются предписаны и строго заданы, люди усваивают их с детства, переживают как свои, и у них не возникает сомнений по поводу того, надо ли жить, трудиться и стараться, они делают это, порой превозмогая себя, во имя Господа или Родины, во имя того, что и другие считают важным и значимым.
Чем более общество демократично, тем больше свободы для личного выбора, но вместе с тем происходит утрата единых ценностей, того, что в смысловом отношении объединяет людей. Собственно, распространение рыночного общества практически на всю планету,
Дата добавления: 2016-05-05; просмотров: 582;