Счастье и смысл жизни. отступление от принятой жизненной схемы драмой и трагедией, ломка жестко принятого стереотипа поведения и мышления сопровождается страданиями и слезами
отступление от принятой жизненной схемы драмой и трагедией, ломка жестко принятого стереотипа поведения и мышления сопровождается страданиями и слезами, разочарованием и депрессией. Юмор же всегда близок к игре с ее гибкостью, подвижностью, свободой, он жонглирует противоречиями, сталкивает их, высекает искру смеха из внезапного соединения несоединимого. Когда человек относится к другим и к себе с юмором, ему не грозят затяжные беспросветные состояния, он облегчает себе переживание неприятностей и страданий, просветляет собственный взгляд, дает ситуации более мягкую, снисходительную оценку, чреватую возможностью надежды на лучшее. Юмор — это луч света, это возможность посмеяться и отвлечься хотя бы на минуту от жесткого прессинга действительности. Вот почему во время любой тирании в обществе расцветает анекдотическое творчество. Смешные истории о самих себе, о правителях и власти помогают людям не впасть в отчаяние, не замкнуться на плохом, оставаться открытыми бытию.
Счастье и смысл жизни
Счастье возможно только тогда, когда человек чувствует свою жизнь осмысленной. Целый ряд философских направлений и психологических школ, а также публицистика и журналистика фиксируют тот факт, что в XX в. человеческая жизнь катастрофически обессмысливается. Постмодернизм зафиксировал это в особого рода концепции, которая провозглашает смерть субъекта, распад рационального сознания, смыслоутрату как норму современного мира, как закономерный этап жизни человечества, когда на смену разного рода ценностным и интеллектуальным конструкциям, наполняющим культурную действительность, приходит деконструкция — разрушение всего и вся. Индивид становится игрушкой бессознательных сил и обезличенных текстов, он становится
Лекция 7
«ничто» — без имени, без авторства, без подчинения каким-либо правилам.
Философы-постмодернисты указывают нам на это, не печалясь и не сетуя, просто фиксируя наличную ситуацию и как бы утверждая и упрочивая распад своими собственными усилиями. Это эпатирует публику, вызывает переполох. Однако эпатаж хорош в искусстве и в теории, но он очень плох в жизни. Люди, лишившиеся смысла своего бытия, — глубоко несчастные люди. Именно они пополняют ряды самоубийц, наркоманов, алкоголиков, именно они совершают безмотивные жестокие преступления, они страдают от одиночества и собственной никчемности. В них нет никакого обаяния зла и романтизма дьявольщины, потому что дьявольщина тоже предполагает некоторый смысл, а там, где его нет, и говорить не о чем... Людям остро нужен смысл, несмотря на то, что думают об этом играющие в теорию интеллектуалы.
Проблема утраты жизненного смысла была в четкой форме поставлена гуманистической и экзистенциальной психологией. Особую разработку она получила в логоте-рапии Виктора Франкла.
Франкл фиксирует в своих работах, что смыслоутрата и типичная для нее депрессия настигает как индивидов, находящихся в условиях крайних лишений, так и тех, кто сыт, благополучен, чьи интересы и амбиции во многом удовлетворены. Характерной для современного западного общества стала именно разочарованность людей состоятельных, которым, казалось бы, жить да жить в свое удовольствие. Видимо, проблема упирается здесь в то, что удовлетворение низших, чисто материальных потребностей еще не дает смысла, и человеческая душа взыску-ет высших ценностей, прикосновения к предельным основаниям действительности, ответа на «последние» вопросы. Человек — не только «психика», но и дух!
Дата добавления: 2016-05-05; просмотров: 527;