Счастье и смысл жизни. века, на его общении с окружающими
века, на его общении с окружающими. Это раздражительность, недовольство и вымещение его на окружающих.
Психологи, анализирующие привычную депрессив-ность у психически здоровых людей, отмечают ряд ментальных установок, характерных для такого рода депрессии. Назовем некоторые из них:
1. Максимализм. Стремление радикально относиться
к любой ситуации по принципу «все или ничего»: либо
пан либо пропал, или победа, или поражение. Макси
малист не знает полутонов и хочет все сразу, а когда «все
сразу» не получается, он перечеркивает самого себя и
оказывается глубоко несчастным.
2. Общие выводы из единичных фактов. При такой
установке человек, которому один раз отказали в его
просьбе, начинает считать, что ему теперь всегда будут
отказывать в любых просьбах, а это значит, что мир жес
ток, а сам он обижен судьбой. Сделав подобный некоррек
тный вывод, вполне можно возненавидеть заведомо все че
ловечество, и вести себя соответствующим образом.
3. Психологическая фильтрация событий. Это случай,
когда происходящие приятные и хорошие события попро
сту не замечаются, зато любая скверная деталь ставится в
центр внимания, и ей придается величайшее значение.
4. Дисквалификация положительного. Можно сказать,
что дисквалификация положительного — это интерпре
тация его со знаком «минус». Так, например, женщине
говорят, что она красива, а она думает про себя: « Мою
внешность отметили, чтобы подчеркнуть, что я глупа...»
Или человеку объяснились в любви, а он тотчас начина
ет соображать: «Наверное, это из корыстного интереса...»
Таким образом все позитивное превращается в негатив
ное, любая радость отравляется. При этом депрессивный
индивид не только принижает самого себя, но и обвиня
ет в любых смертных грехах других людей, которые со
вершенно чистосердечно желают ему всех благ или хотят
высказать добрые чувства.
______________________________________ Лекция7
5. Принятие ответственности за независящие от тебя события. Например, мать, увидев двойку в дневнике ребенка, говорит: «О, я плохая мать, я не справляюсь со своими обязанностями» — и начинает долго терзать себя упреками. Или врач, узнав, что дела у его пациента идут хуже, начинает неизбывно страдать по поводу своего профессионального несовершенства, что, впрочем, совсем не способствует его нормальной работе с больными. В данном случае происходит приписывание себе ответственности за то, на что человек не в состоянии прямо и однозначно повлиять. И ребенок, и больной — отдельные личности, чье поведение не может быть полностью запрограммировано. Ребенок может ошибаться, а больной не соблюдать режима. Но люди, берущие всю ответственность на себя, страдают при этом от собственной беспомощности, от невозможности что-либо изменить. Это не означает, конечно, что следует быть безответственным. Речь идет о разумной дифференциации того, что зависит от нас и что от нас не зависит.
Изменение к лучшему темного мировосприятия, его хотя бы относительное просветление может быть связано со следующими шагами:
1. Преодоление максимализма, менее требовательное,
более мягкое и терпимое отношение к тому, что проис
ходит. Тот, кто согласен на полутона, скорее найдет зо
лотую середину в обращении с миром, чем завзятый ри
горист.
2. Отказ от безосновательных обобщений. Здравое,
без драматизации отношение к собственным промахам и
неудачам как к частным случаям.
3. Позитивная фильтрация событий, выявление хо
рошего и любование им. Принятие во внимание нега
тивных моментов ровно настолько, насколько их нельзя
не учесть для рационального действия. В современной
западной психологии существует целая система позитив
ного мышления, которая учит человека выявлять радости
Дата добавления: 2016-05-05; просмотров: 490;