ВЕЛИКАЯ ДЕПРЕССИЯ» И ОБОСТРЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОТИВОРЕЧИЙ 153 42 страница
13 О начале творческого пути Фроста см.: Там же, с. 485.
14 Фрост Р. Из девяти книг. М., 1962.
IV. НАУКА И КУЛЬТУРА
ЛИТЕРАТУРА И ИСКУССТВО
Видную роль играл в эти годы влиятельный англо-американский кри-
тик, «мэтр» поэтического модернизма XX столетия Томас Стернз Элиот
(1888—1965), лауреат Нобелевской премии (1948). Художник большого
таланта, Элиот оказал сильнейшее воздействие на развитие англо-амери-
канской поэзии. Оригинально передал он трагический удел индивида, за-
терянного в хаосе жестокого, безжалостного мира, но при этом пессими-
стически оценивал будущее, осуждал революционные перемены. Широкую
известность приобрела его символико-аллегорическая поэма «Бесплодная
земля» (1922): уловив кризисные явления буржуазного мира, Элиот рас-
пространил свою пессимистическую концепцию на всю современную
цивилизацию. В русле модернизма развивалось и творчество талантливого
поэта Харта Крейна (1899—1932), автора поэмы «Мост» (1930), испол-
ненной смутных видений и аллегорий, посвященной Бруклинскому мосту
как символу американской цивилизации.
Кризис 1929—1933 гг., потрясший до основания здание капитализма,
оставил неизгладимый след во всех сферах американской жизни, в том
числе и в сфере культуры, искусства, литературы. 30-е годы называют
«голодными», «злыми», «грозовыми», но выразительнее всего — «красные
тридцатые». В это время впервые в национальной истории миллионы аме-
риканцев, в том числе и мастера культуры, обратились к научному со-
циализму: так, 20-е годы прошли под знаком увлечения фрейдистским
психоанализмом, а 30-е отмечены решительным поворотом в сторону
марксистской философии.
Само отношение к наследию «красных тридцатых» стало своеобраз-
ным барометром, указывающим на общественно-политический климат
в стране в разные исторические периоды. После многих лет откровенного
поношения и тенденциозного подхода в 60—70-е годы проявилось новое
отношение к литературе «грозового десятилетия», в частности более
объективная ее оценка. В последние годы заметен интерес к выявлению
художественного вклада, сделанного в это десятилетие.
Кризис и последовавшая за ним депрессия обострили, сделали
рельефным процесс поляризации сил в литературе. В то самое время,
когда многие писатели повернули влево, происходило оживление различ-
ных буржуазно-охранительных течений. Своеобразным противовесом
марксистской и социологической критике стало выдвижение группы ли-
тературоведов и философов эстетско-формалистического толка во главе
с И.. Бэббитом, Н. Форстером и П. Э. Мором, которые обнародовали свой
манифест «Новый гуманизм» (1930). В нем под флагом защиты «эстети-
ческих ценностей» от «натуралистической грубости» велась откровенная
атака на литературу критико-реалистической направленности и жизнен-
ной правды 15.
Еще в 20-е годы консервативно настроенные писатели-южане создали
группу «Фыоджитивс» («Беглецы»); в нее входили Аллен Тейт, Джон
Кроу Рэнсом, Клинт Брукс и другие, которые в программном манифесте
«Моя позиция» (1930) резко осуждали «северный индустриализм» как
источник всех социальных зол. Многие из них образовали формалисти-
ческую критико-эстетическую школу, так называемую «Новую критику»,
задававшую тон в университетах в 40—50-е годы.
В произведениях писателей-модернистов порой содержалась критика
15 Гиленсон Б. А. Американская литература 30-х годов XX в. М., 1974, с. 31—39.
буржуазно-мещанского мира, но в то же время фетишизировалось тем-
ное, биологическое начало в человеке. Примером этого было творчество
Генри Миллера (1891—1980), выразившего анархо-индивидуалистический
протест против бездуховности, прагматизма и серости американской дей-
ствительности. Однако его бунт вылился лишь в осмеяние морально-
нравственных норм мещанской среды, проповедь эгоцентрической свобо-
ды от общественного долга (романы «Тропик Рака» (1934) и «Тропик
Козерога» (1939)). Критик-коммунист Сидней Финкельстайн, характери-
зуя творчество Генри Миллера, писал: «Мрак заслоняет от Миллера
горящие в мире путеводные огни прогресса, и писатель видит лишь поро-
ки, которые осыпает бранью. Это губит в нем поэта» 16.
Однако определяющим в «красное десятилетие» стало развитие лите-
ратуры радикальной, а то и революционной ориентации. Социальный
опыт, накопленный писателями в 30-е годы, знаменовал, по словам
М. Голда, «становление новой философии, нового взгляда на материал
и саму страну» 17. Это сказалось в новой концепции человека. В лите-
ратуре 30-х годов акцент делался на социально-классовой характеристикe
героев, ее привлекал человек в сфере трудовой деятельности, обществен-
еой активности, находящийся в процессе духовного, нравственного роста.
Для литературы этого десятилетия характерно также обращение к меж-
дународной проблематике, интерес к социалистическому строительству
в СССР (Т. Драйзер, А. Р. Вильямc, Э. Уилсон, Л. Хьюз, У. Фрэнк и др.),
к антифашистской борьбе в Германии (Л. Хелман, Э. Райе), к войнe
и революции в Китае (П. Бак, А. Смедли, Э. Сноу).
Меняется сама позиция писателей, все острее ощущающих прямую
личную причастность к судьбам миллионов соотечественников. Пафоc
коллективизма, утверждение героя, ищущего единения с другими людьми
{у Стейнбека в «Гроздьях гнева», Фрэнка в «Смерти и рождении Дэви-
да Маркенда», Трамбо в «Джонни получил винтовку», во многих образ-
цах пролетарского романа),— замечательная и совершенно новая чертa
этой литературной эпохи. Она весьма удачно выражена в словах Гарри
Моргана — героя романа Хемингуэя, ставших крылатыми: «Человек один
не может ни черта» 13. Известный критик М. Каули, участник литера-
турного движения 30-х годов, так характеризовал новый психологиче-
скии климат десятилетия: «В это время говорили не ,,я", а „мы", не ,,мое"
а „наше"» 19.
Критики-коммунисты возглавили движение «Клубов Джона Рида»,
первый из которых был создан в Нью-Йорке осенью 1929 г. К 1934 г.
их число достигло 35, они объединяли литераторов-рабочих, рабкоров,
художников, графиков, стихийно возникавшие на предприятиях художe-
ственные и театральные коллективы. После роспуска «Клубов Джонa
Рида» в 1934 г. в апреле следующего года состоялся первый учредитель-
вый конгресс Лиги американских писателей, представивший фактичесkи
весь цвет прогрессивной американской литературы. Центральное местo
заняла на конгрессе дискуссия о путях развития пролетарского романa.
Второй съезд лиги (июнь 1937 г.) прошел под знаком испанских собы-
тий; на нем с большой силой прозвучали призывы к защите культуpы
16 Финкелъстайн С. Экзистенциализм в литературе США. М., 1967, с. 224.
17 Писатели США о литературе: В 2-х т. М., 1982, т. 2, с. 165.
18 Хемингуэй Э. Собр. соч.: В 4-х т. М., 1968, т. 2, с. 632.
19 New York Times Book Review, 1964, Dec. 13, p. 4.
IV. НАУКА II КУЛЬТУРА
ЛИТЕРАТУРА И ИСКУССТВО
от «коричневой» угрозы, осуждение позиции «нейтрализма» и ухода oт
борьбы.
Гражданская активность писателей, особенно в начале 30-х годов,
стала важным фактором общественной жизни в стране. В 1932 г. была
издана брошюра «Культура и кризис», под которой стояли подписи более
50 деятелей американской литературы, в том числе Андерсона, Дос Пас-
соса, Стеффенса, Колдуэлла, Фрэнка и др. Тогда же группа писателей
выступила с поддержкой кандидатов Компартии на президентских выбо-
рах — У. 3. Фостера и Дж. Форда.
Писатели не ограничивались печатными заявлениями и декларациями.
В 1931 г. группа литераторов (Дос Пассос, Каули и др.) во главе с Драй-
зером расследовали условия жизни бастующих шахтеров в Харлане
(штат Кентукки). Итогом стал коллективный сборник «Говорят горняки
Харлана» (1932). Гражданственная позиция писателей США нашла свое-
наиболее яркое выражение в прямом участии многих из них в защите
республиканской Испании в качестве корреспондентов и солдат-интер-
бригадовцев.
Вместе с тем ряд сложных политических событий конца 30-х годов,
наступление реакции, известное ослабление классовой борьбы вызвали
замешательство у некоторых литераторов; иные из них оказались попут-
чиками прогрессивного движения (Г. Хикс, Дж. Фримен, Дж. Фаррел,
Дж. Дос Пассос и др.). В то же время конец 30-х годов отмечен и иной
позитивной тенденцией — взлетом литературы, имеющей критико-реали-
стическую направленность: появляются «Гроздья гнева» Стейнбека,.
«По ком звонит колокол» Хемингуэя, «Деревушка», первый том трилогии
о Сноупсах Фолкнера, «Сын Америки» Райта и др.
Существенную роль в литературном движении 30-х годов сыграла
левая, марксистская критика. Ее становление было нелегким процессом,.
связанным с преодолением детской болезни «левизны», разного рода вуль-
гарно-социологических, сектантских наслоений (особенно на раннем эта-
пе), борьбой с вульгаризаторами марксизма, с троцкистами типа Макса
Истмена, с консервативными эстетическими течениями («новым гуманиз-
мом», «новой критикой»). Ощутимый вклад внесли такие критики, как
М. Каули, Г. Хикс, Э. Уилсон, Дж. Фримен, бывшие в 30-е годы в рядах
прогрессивного движения.
Важным итогом деятельности левой критики стал выход антологии
«Пролетарская литература в Соединенных Штатах» (1935). В это время
началось целеустремленное изучение демократической, революционной
традиции прошлого, писателей — предшественников современной проле-
тарской литературы — Джо Хилла, поэтов ИРМ, Дж. Лондона. Пример
Дж. Рида, художника нового типа, революционера (о нем также писал
М. Голд), был в эти годы исключительно актуальным. Выдающуюся роль
сыграл в эти годы руководимый коммунистами журнал «Hью мэссиз» —
наследник журналов «Мэссиз» (1911—1947) и «Либерейтор» (1918—
1924),— ставший с января 1934 г. еженедельником. Он сумел привлечь
на свои страницы широкий круг писателей левой, демократической
ориентации. В нем печатались Э. Хемингуэй, Т. Вулф, Р. Райт, Д. Пар-
кер и др.
Тридцатые годы отмечены также бурным развитием документальной
литературы, трудно найти такого писателя, который не пробовал свои
силы в жанре репортажа, очерка, публицистического эссе. В этом сказа-
лось стремление писателей живо, отчетливо отзываться на происходив-
шие в стране сложные, интенсивно развивающиеся социально-политиче-
ские процессы. Появляются документально-публицистические книги,
тяготеющие к общеамериканской масштабности: «Трагическая Америка»
Драйзера, открывшая серию произведений 30-х годов, запечатлевших раз-
ные лики огромной страны, таких, как «Американские перекрестки»
Уилсона (1932), «Озадаченная Америка» Андерсона (1935), «Некоторые
американцы» Колдуэлла (1934), «В американских джунглях» Фрэнка
(1937) и др. В это время происходят разнообразные процессы «диффу-
зии» жанров, обновление традиционных форм повествования в результате
«сплава» беллетристики и публицистико-документальных элементов (на-
пример, в трилогии Дос Пассоса «США», в «Гроздьях гнева», в романах
Э. Синклера, С. Льюиса и др.).
Большим мастером «литературы факта» был Джордж Линкольн
Стеффенс (1866—1936), автор знаменитой «Автобиографии» (1931),
написанной, по его словам, «в свете русского опыта». Духовная «одис-
сея» Стеффенса предстает в мемуарах как процесс постепенного разоча-
рования в буржуазном реформизме, освобождения от либеральных иллю-
зий, признания необходимости революционных преобразований. В «рус-
ских» главах «Автобиографии» впервые появляется тема народа; обретает
законченность искусство политического портрета (фигуры Каррансы,
Керенского, Вильсона). Этим буржуазным деятелям противопоставляет
Стеффенс вождя нового типа — В. И. Ленина.
«Автобиография» Стеффенса, вызвавшая широкий общественный ре-
зонанс, занимает выдающееся место в ряду мемуаров, в которых повест-
вуется о судьбах разных людей, пришедших к коммунизму,— рабочих
лидеров, ученых, журналистов (У. Хейвуда, У. 3. Фостера, Э. Р. Блур,
Э. Г. Флинн, Дж. Норта, У. Э. Б. Дюбуа, А. Дэвис и др.). В 30-е годы
произошло, по выражению М. Голда, «второе открытие Америки»: жизнь
рабочих, их труд, классовые устремления впервые сделались полноправ-
ным объектом художественного исследования. При этом приходилось пре-
одолевать схематизм, прямолинейную тенденциозность. Так, в литературе
начала века трудящиеся представали как «люди бездны», как жертвы
вызывающие сострадание, а в 30-е годы (у Конроя, Стейнбека, Мальщ
и др.) появляется фигура пролетария — человека, исполненного чувств;
собственного достоинства, готового к борьбе с миром эксплуатации.
Вторгаясь в сферу производства, классового конфликта, будучи раз
ведчиками новых тем, пролетарские писатели зачастую добивались опту
тимых художественных результатов. «Земля изобилия» (1934) Р. Кен
туэлла стала удачным опытом так называемого «коллективного романа»
герой которого — рабочая масса на заводе. А. Халпер в романе «Слово
литня» (1934) не только увлекательно и живо запечатлел работу типо
графии, саму технологию производства, но и нарисовал колоритные обра
зы хозяев и рабочих. Исторический угол зрения на современность от
четливо обнаруживается в трилогии Джозефины Хербст (1897—1969
«Жалости недостаточно» (1933), «Расплата близка» (1934) и «Золота
Цепь» (1939). В центре трилогии — хроника состоятельного буржуазног
семейства Трекслеров, трех его поколений. Процесс распада этой семь
символизирует, по мысли писательницы, кризис капиталистического мирг
сужение исторических перспектив буржуазии.
Особую разновидность пролетарского романа 30-х годов составил
IV. НАУКА И КУЛЬТУРА
ЛИТЕРАТУРА И ИСКУССТВО
произведения, посвященные «людям дна», беднякам, изгоям, тому со-
циальному слою, который был характерен для периода кризиса и депрес-
сии (Э. Дальберт «Люди дна», 1930; Г. Рот «Зовите это сном», 1935;
Н. Олгрен «Некто в сапогах», 1935; и др.). Среди этих книг выделяется
трилогия Джеймса Томаса Фаррела (1904—1979) о Стадсе Лонигэне
(1932—1935). В этих романах, рисовавших грязь трущоб (действие в не-
которых из них происходило в Чикаго) и процессы деградации личности,
нередко проявлялись натуралистические черты.
Развитие пролетарского романа в пору «красных тридцатых» было
связано с обретением им все большей художественной убедительности,
тематическим и стилевым разнообразием. Альберт Мальц (р. 1908), дебю-
тировавший как драматург, приобрел известность сборником новелл «Та-
кова жизнь» (1938), за который ему была присуждена премия О. Генри.
В центре его известного романа «Глубинный источник» (1940) стойкий
коммунист Принси, павший от рук американских фашистов, один из наи-
более интересных образов революционеров в литературе 30-х годов.
Наряду с лучшими антивоенными произведениями Барбюса, Ремарка,
Хемингуэя следует отметить и роман Дальтона Трамбо (1905—1976),
прогрессивного сценариста, впоследствии одной из жертв маккартистского
судилища в Голливуде, «Джонни получил винтовку» (1939). Он имел
огромный успех, был удостоен премии Ассоциацией книгопродавцов как
«самый оригинальный роман года» 20. В центре произведения не баталь-
ные сцены, а изображения трагической, страшной жертвы войны, калеки,
превратившегося в «думающую вещь», внутренний монолог которого —
страстное обличение империалистической бойни и тех, кто в ней повинен.
Роман публиковался на страницах коммунистической газеты «Дейли
уоркер»; в кратком вступлении к публикации, в частности, говорилось:
«С каждой страницы книги Трамбо звучит гневное проклятие империа-
листической войне. Это роман, подобного которому не создавала еще
литература» 21.
В русле пролетарской литературы развивается в 30-е годы творчество
Ричарда Райта (1908—1960), ставшего классиком американской прозы
XX. в Выходец из бедной негритянской семьи, Райт дебютировал как
публицист и поэт, печатавшийся в левых периодических изданиях, всту-
пил в Компартию. Тепло был принят его сборник рассказов «Дети дяди
Тома» (1938), где героями были негры, живущие в условиях «южного
образа жизни», которые не смиряются со своей участью и дают отпор
расистам. Выход «Сына Америки» (1940) Райта, этого «романа-бомбы»,
имевшего общеамериканский резонанс, стал событием не только литера-
турного, но и общественного значения. В нем Райт проявил немалую
писательскую cмелость, поставив в центр произведения образ обитателя
черного гетто Биггера Томаса, который предстает одновременно и как
жертва, и как порождение расистского общества, которое морально ка-
20 Цит. по: Сибирские огни, 1983, № 9.
21 Цит. по: Интернациональная литература, 1940, № 10, с. 261. К. Симонов подчер-
кивал, что написанный в преддверии второй мировой войны роман «не потерял
ни своего значения, ни своей художественной силы», что он «был и остается кни-
гой сильной, чистой и, что очень любопытно, начисто лишенной физиологизма».
Он характеризовал Трамбо как «одного из последовательных антифашистов и од-
ного из самых злейших врагов Маккарти и маккартизма» (Из письма К. Симоно-
ва переводчику романа И. М. Шрайберу).
лечит людей, убивает в них чувство собственного достоинства, прививает
комплекс неполноценности, психологию загнанного зверя.
В 1941 г. Райт выпускает документально-публицистическую книгу
«12 миллионов черных голосов», очерк истории негритянского народа,
его борьбы за лучшую долю. Большой успех выпадает на долю автобио-
графической повести «Черный» (1945), в центре которой мужание и ду-
ховный рост юного Ричарда, живущего в тяжких условиях южного ра-
сизма.
В начале 40-х годов в значительной мере под влиянием браудеризма
Райт порывает с Компартией. В то же время он сохраняет резко крити-
ческое отношение к буржуазной Америке. Не в силах «сосуществовать»
с расистским обществом, он в 1947 г. покидает США и переселяется во
францию.
В 30-е годы выступает плеяда поэтов, связанных с рабочим движе-
нием (Женевив Тэггард, Эдвин Ролф, Сол Фунарофф и др.). В целом
для поэзии этого периода характерен отход от узкокамерной тематики,
переход к общественно значимой, гражданской проблематике. Арчибальд
Мак-Лиш (1892—1982), начинавший в 20-е годы в рядах парижских
«экспатриантов», в сборнике «Публичное выступление» (1936) осваивает
социальную тему, выступает с утверждением высокой общественной мис-
сии поэта. Его знаменитое стихотворение «Слово к тем, кто говорит
„товарищ"» — взволнованное утверждение коллективизма, характерный
художественный документ эпохи. Один из основателей радиотеатра —
Мак-Лиш привлек внимание соотечественников к фашистской опасности
в радиопьесе «Падение города» (1937).
В период «красных тридцатых» социалистический реализм, у истоков
которого стоял Джон Рид, становится направлением в литературе США.
Он представлен в творчестве писателей, находившихся на последователь-
ных марксистских позициях, таких, как М. Голд, Дж. Норт, У. Лоуен-
фелс, Дж. Г. Лоусон и др.22 При этом следует учитывать и художест-
венные явления переходного порядка, тяготение к новому методу ряда
крупных художников-реалистов в отдельных произведениях, таких, как
«Гроздья гнева» Стейнбека. В 30-е годы проходил очень важный процесс
развития, обогащения критического реализма под воздействием рабочего-
движения и социалистических идей.
И действительно, высшие литературные достижения десятилетия свя-
заны с творчеством крупных художников-реалистов, которые по-разно-
му, но отозвались на общественно-политические проблемы, волновавшие1
миллионы американцев. Джон Говард Лоусон, драматург и критик, став-
ший в 30-е годы коммунистом, писал: «Идеи Ленина оказывают воздей-
ствие на искусство и жизнь 30-х годов сложным, еще не до конца изу-
ченным образом. Наверно, главная заслуга Ленина состояла в том, что-
oн вернул нам чувство истории» 23. Этим чувством, по словам Лоусона,
обладали Стейнбек, Дос Пассос, Фицджеральд, Вулф, Фолкнер. В их
творчестве социальный роман обрел новые идейно-художественные черты,
22 В 20—30-е годы, до того как термин «социалистический реализм» получил рас-
пространение на Западе, левые критики пользовались такими понятиями, как
«пролетарская литература», «пролетарский роман». В 1930 г. М. Голд в одной из
статей писал о «пролетарском реализме», имея в виду искусство, одушевленное
Революционными идеями.
23 New World Review, 1970, Winter, p. 216.
IV. НАУКА И КУЛЬТУРА
ЛИТЕРАТУРА И ИСКУССТВО
большую широту и масштабность. Это было связано с углубившимся
историзмом, концепцией человека — носителя нравственного примера,
с возросшим сознанием слитности «судьбы человеческой и судьбы народ-
ной» (Том Джоуд и Ма у Стейнбека, Дэвид Маркенд у Фрэнка, Дормэс
Джессэп у Льюиса, Роберт Джордан и Филип Ролингс у Хемингуэя
и др.).
В начале 30-х годов в литературу вошла группа талантливых, инте-
ресных художников слова, которые в той или иной мере были связаны
с рабочим, радикальным движением. «Красные тридцатые» — это лучшая
творческая пора Эрскина Колдуэлла (р. 1903). В новеллистических сбор-
никах («Американская земля», 1931; «На коленях перед встающим солн-
цем», 1935; и др.), в первых романах, имевших сенсационный успех
(«Табачная дорога», 1932; «Акр господа бога», 1933), а также в публи-
цистико-очерковых книгах («Некоторые американцы», 1935; «Вы видели
их лица», 1936) Колдуэлл заявил о себе как художник, сочетающий гро-
теск, юмор с натурализмом. Америка Колдуэлла, как правило, глухой
американский Юг, край табачных и хлопковых плантаций, истощенной
земли, ветхих хижин, край, в котором процветают насилие, жестокость,
расизм, где линчуют негров, а бедняки низведены до полуживотного су-
ществования.
Лирико-эмоциональной тональностью и одновременно ярко выражен-
ным автобиографизмом характеризуется творчество Томаса Клейтона
Вулфа (1900—1938), художника «одержимого», страстного, лиричного,
путь которого оборвался рано, на подъеме, в момент четко обозначив-
шегося поворота влево, перехода на антифашистские позиции. Мировая
известность пришла к нему с выходом романа «Оглянись на дом свой,
ангел» (1929), произведения, выросшего из воспоминаний о детстве и
юности писателя, прошедших в маленьком южном городке. Последовав-
шие за ним романы «О Времени и Реке» (1935), «Паутина и скала»
(1939) и «Домой возврата нет» (1940) (два последних вышли посмерт-
но) образуют автобиографический цикл, тетралогию. Это эпически объем-
ное, вдохновенное полотно свидетельствовало о постепенном расширении
социальных горизонтов романиста. Роман «Домой возврата нет» явился
своеобразным художественным завещанием Вулфа, утверждающего в
патетическом финале произведения веру героя в возможность победить
и уничтожить социальное зло, «совершенно перестроить современное об-
щество» 24.
Тридцатые годы — время становления и одновременно высших дости-
жений одного из самых ярких художников этого десятилетия, Джона
Эрнеста Стейнбека (1902—1968), классика американской литературы
XX в. Дебютировав серией романов, не имевших особого успеха, Стейн-
бек к середине 30-х годов обретает свою тему, свой характерный стиль,
в котором сочетались юмор с натуралистической броскостью деталей,
романтическим порывом и эмоциональностью. Таковы роман «Квартал
Тортилья-Флэт» (1935), повесть «О людях и мышах» (1937).
Знаменитый роман «Гроздья гнева» (1939) стал «главной книгой»
Стейнбека и выдающимся художественным памятником «красного деся-
тилетия». В центре романа, остро драматичного, новаторского по фор-
ме,— судьба трёх поколений фермерской семьи Джоудов, согнанных тре-
стами с земли. Посреди колоритных стейнбековских характеров выделя-
ются две фигуры — матери и Тома Джоуда. С образом Ма Джоуд связана
горьковская тема материнства, громко прозвучавшая в прогрессивной
литературе Запада XX в. Том Джоуд также по-своему выражает это
присущее героям «красного десятилетия» тяготение, употребляя извест-
ное выражение П. Элюара, к «горизонту всех людей».
Пафос коллективизма в романе выражен самой логикой взаимоотно-
шений героев произведения, бедняков, сплачивающихся перед лицом
обрушившейся на них беды. Типичность, «всеобщность» судьбы Джоудов
подчеркнута с помощью введения в роман второго, «внесюжетного» пла-
на, серии публицистических глав, вобравших в себя прямые авторские
оценки и комментарии. В них звучит осуждение Банкоз и Трестов, ко-
торые «дышат прибылью», «едят проценты с капитала», высказано глу-
бокое сочувствие к людям, измученным голодом и холодом и которые
«берут силой то, что им нужно» 25. Само стремление к эпическому раз-
маху, к полноте жизненной картины, отличающее роман Стейнбека,—
замечательная особенность прогрессивной литературы 30-х годов. Роман
имел сильнейшее общественное звучание, был экранизирован, вызвал
международный резонанс.
Глубокие сдвиги происходят в это десятилетие и в творчестве писа-
телей старшего поколения, той плеяды реалистов, «людей 20-х годов»*
(Фрэнк, Дос Пассос, Хемингуэй, Паркер), которые выступили в после-
военное десятилетие. Уолдо Фрэнк (1889—1967), художник широкого-
жанрового диапазона, романист, публицист, философ, культуролог, играл
заметную роль в литературном процессе между двумя мировыми вой-
нами.
В годы войны Фрэнк стоял на антимилитаристских позициях; одной
из первых ласточек, возвестивших наступление новой литературной
эпохи, стала его книга «Наша Америка» (1919), публицистико-социоло-
гическое исследование, которое сам Фрэнк охарактеризовал как «атаку
против нашей капиталистической системы, рассматриваемой в аспекте-
культуры». В серии «лирических романов» («Рахаб», 1922; «Праздник»,
1923; «Бледное лицо», 1924), написанных в экспериментальной манере,
внимание концентрировалось на изображении в духе фрейдистских кон-
цепций внутренней жизни героев — людей одиноких и мятущихся. Воз-
вратившись к публицистике в книге «Новое открытие Америки» (1929),
Y. Фрэнк с еще большей резкостью выразил свои критические воззрения
на американскую культуру. Фрэнк был одним из первых, кто уже в 20-е
годы наряду с С. Льюисом уловил в облике Америки черты «массового
общества», дух стандарта, обезлички, шаблона.
В начале 30-х годов Фрэнк заметно левеет. Это сказалось в его очер-
ковой книге «Заря над Россией» (1932), написанной в результате поездки
в СССР, и особенно в романе «Смерть и рождение Дэвида Маркенда»
(1934). Философская направленность этого произведения определила
наличие в нем двух планов: реально-событийного и символико-аллегори-
ческого. Герой романа Дэвид Маркенд, поначалу процветающий делец,
осознает пустоту своего существования, «автомата, делающего деньги»,
проходит мучительную «одиссею» духовно-нравственных поисков. Глу-
бинная тема романа — смерть буржуазного сознания и рождение нового
24 Вулф Т. Домой возврата нет. М., 1982, с. 679.
25 Стейнбек Дж. Квартал Тортилья-Флэт. Гроздья гнева. Жемчужина. М., 1977, с. 398.
IV. НАУКА И КУЛЬТУРА
ЛИТЕРАТУРА И ИСКУССТВО
человека через приобщение его к животворным силам пролетариата
«Свидетельством высокого общественного авторитета Фрэнка явилось его
избрание первым президентом Лиги американских писателей в 1935 г.
В период депрессии в прогрессивном лагере литераторов заметную
роль играл Джон Дос Пассос (1896-1970), один из тех, кто в после-
военное десятилетие выражал настроения «потерянного поколения». Опыт
войны, антимилитаристские настроения отразились в его раннем творче-
стве, в частности в романе «Три солдата» (1921). Среди наиболее при-
мечательных явлений литературы 20-х годов стал известный эксперимен-
тальный роман Дос Пассоса «Манхэттен» (1926), в котором изображалась
многообразная жизнь огромного современного города Нью-Йорка и его
сердца — Манхэттена.
Дата добавления: 2016-07-09; просмотров: 795;