Психосоматические идеи в истории философии
Первые представления о психической деятельности человека и животных появляются еще в рамках донаучного знания – в рамках мифологического мировоззрения.
Эдуард Бернетт Тайлор, «Первобытная культура». Что побудило древних людей ввести понятие души?
«По-видимому...занимали две группы...вопросов. ...во-первых, что составляет разницу между живущим и мертвым телом?...во-вторых, что такое человеческие образы, появляющиеся в снах и видениях?...заключение, что у каждого человека есть жизнь и есть призрак. То и другое, видимо, находится в тесной связи с телом: жизнь дает ему возможность чувствовать, мыслить и действовать, а призрак составляет его образ или второе «Я». И то, и другое...отделимо от тела: жизнь может уйти из него..., а призрак показывается людям вдали от него (тела).
...Дело заключалось просто в том, чтобы соединить жизнь и призрак. Если то и другое присуще телу, почему бы им не быть присущими друг другу, почему бы им не быть проявлениями одной и той же души? Следовательно, их можно рассматривать как связанные между собой. В результате и появляется общеизвестное понятие, которое может быть названо призрачной душой.»
Психология долгое время не была самостоятельно наукой. Знания о психике добывались, прежде всего, философами, но также и медиками, педагогами, богословами. Часто все эти специалисты соединялись в одном лице – древнегреческом философе.
Современная психология (европейская и американская традиции) берет свое начало именно в античной философии. В ее рамках были впервые сформулированы представления о предмете психологии – психология тогда была наукой о душе.
Мифология и философия – это два разных типа мировоззрения. Мифологию многие философы характеризуют как социоантропоморфическое мировоззрение, то естьрезультат «стихийного перенесения на все мироздание свойств человека и его рода».
Философия – это мировоззренческое мышление. Авторитет разума занимает место авторитета традиции. Главное отличие философии от мифологии: философия стремится обосновать выдвигаемые положения, тогда как мифологемы принимаются на веру.
Выделение философии из мифологии шло медленно, и вначале можно говорить лишь о «протофилософии». Она использует ту же терминологию, что и мифология, но содержание термина «душа» становится иным.
Античной протофилософией была ионийская философия, куда входили Милетская школа и Гераклит из Эфеса. Это примерно 6 век до н.э.
Затем следует италийская философия, куда включают Пифагорейский союз и школу элеатов, а также философию Эмпедокла (объединял ионийскую и италийскую традиции). В рамках италийской философии протофилософия становится собственно философией.
Дата добавления: 2016-06-24; просмотров: 665;