Италийская традиция
Это уже ближе к 5 веку до н.э. Туда включают Пифагорейский союз и школу элеатов, а также философию Эмпедокла (объединял ионийскую и италийскую традиции).
Пифагор говорил, что в основе всего лежит число и что душа есть гармония, то есть то же числовое соотношение.
Алкмеон, известный врач древности, состоявший в Пифагорейском союзе, едва ли не впервые в истории сказал, что орган души – головной мозг, и открыл зрительные нервы.
Эмпедокл.Считал, что душа локализована не в голове или грудной клетке, а в крови. Не видит различия между душой и умом, и у растений, и у животных тоже имеется ум и душа. Много внимания уделяет изучению механизмов чувственного восприятия, основной принцип – подобное познается подобным. Обо всех ощущениях полагает одинаково, ощущение происходит благодаря «подогнанности» объектов ощущения к порам каждого органа чувств. Считается, что он открыл ушной лабиринт.
Вслед за Пифагором говорит о метемпсихозе. Тело Эмпедокл называет землей, в которую облачен человек, то есть своего рода темницей.
Анаксагор. Склонен искать естественные причины явлений, а Ум у него как причина появляется тогда, когда эта естественная причина неизвестна.
Ум – движущее начало всей Вселенной, душа – принцип движения живых существ. Эту идею высоко оценил Аристотель.
Разум человека у Анаксагора не имеет никакого отношения к Уму вселенной. Наличие разума у человека и элементов разума у животных объясняется им естественными причинами. Человек потому мудрейшее существо, потому что ему достались руки, животные же имеют «деятельный разум».
В противоположность Эмпедоклу говорил, что подобное не может познаваться подобным. Например, при одинаковой температуре тела и предмета мы не воспринимаем его как холодный или теплый.
Демокрит и Платон
Демокрит родился в древнегреческом полисе Абдеры в богатой и знатной семье, являлся автором ряда медицинских произведений. Отцовское наследство он потратил на многочисленные путешествия, во время которых Демокрит познавал мудрость, нравы и обычаи других народов.
Демокрит был материалистом и атеистом. Он занимался анатомированием трупов животных. По свидетельству современников жил очень долго – более 100 лет. Семьей так и не обзавелся. В конце жизни решил сам распорядиться своей смертью, ежедневно уменьшая порции пищи.
Сократ был сыном каменотеса и повитухи. В молодости увлекался натурфилософией, но разочаровался в ней, поскольку она не могла дать ответы на мучающие его вопросы о причинах поведения человека. Сократ принципиально отвергал стремление к богатству и роскоши, вся его семья жила в крайней бедности.
Имена Платона и Сократа трудно отделить друг от друга. Платон – самый талантливый ученик Сократа (Платон был его учеником 8 или 9 лет). Платон основал знаменитую философскую школу – Академию, просуществовавшую почти тысячелетие.
Основные темы «диалогов» Демокрита и Платона
Бытие: атомы или идеи.
Положения о душе у Демокрита, представителя материалистической тенденции в древнегреческой философии сравним с ними же у Платона, представителя идеалистической тенденции.
Согласно Демокриту, мир есть движущаяся материя, бесчисленное множество движущихся в пустоте атомов, все вещи состоят из них. Ничто не возникает из ничего. Все во Вселенной подчиняется закону необходимости (бесчисленной цепи причинно-следственных отношений).
Позиция Платона противоположна. Для Платона истинным бытием обладают идеи. Идея – родовое понятие, принцип вещи, метод ее конструирования и познавания, смысловая модель ее бесконечных чувственных проявлений. Материя является функцией идеи. Например, прекрасные вещи прекрасны благодаря сопричастию особой сущности – идее прекрасного.
Душа: особое тело или часть мировой души
Демокрит, считая, что душе присуще движение, считал, что она – огонь вследствие ее подвижности. Огонь состоит из шарообразных атомов, ибо шар самое подвижное из всех тел. Так как душа приводит в движение, а приводящее в движение должно само более всего двигаться, то он утверждает, что и душа, и огонь состоят из самых подвижных атомов – из шарообразных.
У Платона душа – некая особая, не выводимая из материального сущность, часть невидимой мировой души, души космоса, сотворенного умом-демиургом. В понимании души Платоном очень много этических моментов: душа – нечто возвышенное, о чистоте души должно заботиться, иначе душе нелегко придется после смерти тела.
Дата добавления: 2016-06-24; просмотров: 1274;