Герцейская культура (совр. Нагада 2) 3600–3300
Сейчас изучена хорошо. Распространена в Верхнем Египте. Нет в Нижнем Египте и в Нубии, там сохранялась амратская традиция.
Выделено несколько подпериодов (Нагада IIb-d2—IIIa1). Начальные этапы – сосуществование с культурой Маади Нижнего Египта. Внутри нее происходит переход от эгалитарного общества к иерархическому. Формируется государственность. Таких будущих центров государственных образований три. В Верхнем Египте: Нагада, севернее – Абидос; в Нижнем Египте Маади
Развилась из амратской культуры, но при определенном влиянии культур восточного Средиземноморья (грушевидная булава). С другой стороны, сама оказывает влияние и на восточное Средиземноморье (кинжалы) вплоть до Месопотамии (специфические сосуды с носиком).
Появление нового этнического компонента.
Поселение
Большие деревни и возможно, маленькие городки. Есть город площадью 2 кв. км., найден недалеко от Нагады. Есть следы укреплений вокруг городов и деревень.
Жилище
Большие прямоугольные глинобитные дома. Размеры 7,5 м Х 5,5 м. Использование сырцового кирпича. Вход в одной из продольных стен и дверь со специальной дверной коробкой.
Занятия. Земледелие и скотоводство сочеталось с собирательством. Охота мало, т.к. почти нет охотничьего оружия. Собирали высокий урожай, что вело к росту богатства и усложнению структуры общества.
Расширение торговых связей с различными районами Западной Азии. Для перевозки товаров использовали ослов.
Были военные столкновения между кланами из различных областей, цель которых заключалась в захвате скота, земли и другой добычи.
Орудия
Из камня: большое распространение ножевидные пластины. Есть ретушированные орудия.
Имели представление о металлургии. Появляются первые литые орудия: изготовленные в формах плоские медные топоры с расширяющимся лезвием, ромбовидные кинжалы, которые вставляли в рукоятку с выемчатым основанием из дерева или кости.
Кинжалы принимают характерную форму: они вытягиваются и сужаются. Для прочности снабжены толстым продольным осевым ребром. Появляется булава грушевидной формы. Лезвия в форме рыбьего хвоста и пришедшие им на смену лезвия в форме ласточкиного хвоста. Наконечники стрел с выемчатыми основаниями исчезают.
Керамика
Светлые керамические сосуды, имитирующие каменные сосуды, расписывались красным цветом. Геометрический орнамент с композициями из повседневной жизни: многовесельные лодки.
1. Сосуды в форме различных животных.
2. Типичны – сосуды из светло-желтой глины с коричнивато-красной росписью.
3. Кувшины с волнистыми ручками.
4. Грубые горшки с острым дном из смешанной с соломой глиной красноватого цвета.
5. Кувшины с носиками и сосуды в форме различных животных.
6. Расписные сосуды с изображением лодок с различными штандартами. Большинство из этих штандартов соответствует эмблемам египетских номов в будущем.
Подчеркнем усиление влияния Средиземноморья – ручки на кувшинах и Месопотамии – цилиндрические печати.
Расширилось производство каменных ваз.
Украшения
Исчезли гребни с длинными зубьями, а появились гребни с короткими зубьями для расчесывания волос. Исчезли ромбовидные палетки и подвески к бусам. Появились бусы в форме бычьих голов, мух, соколов и др. животных, птиц, насекомых.
Погребения
Различая в величине и убранстве могил говорят о расслоении общества. Могилы крупнее амратских, форма – прямоугольная. Появляются новые формы могил: есть с боковым подбоем. В некоторых могилах много кувшинов с пищей и едой. Строгой ориентировки тел нет, нет коллективных захоронений, нет созохоронений собак. Не кладут оружие. Предметы, которые клались в могилы, разбивали, придавая их ритуальной смерти.
Верования: натуралистические статуэтки из слоновой кости исчезли. Появились условные «болванообразные» фигурки из слоновой кости. Позже в минойскую эпоху они распространились и на Крите.
Некоторые особенности герцейской культуры говорят о связях с зарождающимися государствами в Месопотамии.
1. Рукоять ножа из Джебель эль-Арака. На одной стороне изображение боя на суше и на воде. Здесь нильские лодки из папируса противопоставлены лодкам с высоким носом и высокой кормой, которые напоминают изображения лодок на урукских печатях. На другой стороне изображен человек с окладистой бородой в длинной ниспадающей одежде и с тюрбаном на голове. Стоит на скале. Побеждает двух львов, а на него смотрят две собаки. Иконография человека не египетского типа. Эти собаки напоминают месопотамскую породу. Этот сюжет не встречается на Ниле, но часто в Месопотамии, например в Уруке (период Джемдет-Наср).Типы социальных структур (догосударственный период)
Лекция написана на материале сборников статей:
1. Ранние формы социальной стратификации, М., 1993;
2. Ранние формы политической организации, М.., 1995;
а также учебного пособия Н.Н.Крадина «Политическая антропология».
Дата добавления: 2016-06-24; просмотров: 582;