Семейно-клановая группа (верхний палеолит и неолит)

Семейно-клановая группа – это классификация по принципу родства, это социальная единица или община – классификация по принципу ведения хозяйственной деятельности, хозяйственная единица

Семейно-клановая группа – это группа близких родственников, потомков одной семейной пары по определенной линии с их брачными партнерами из другой семьи и всеми их детьми. Возникает, предположительно, при переходе к оседлости в верхнем палеолите и особенно интенсивно при переходе от присваивающего хозяйства к производящему в неолите.

Община – социальное объединение совместно проживающих и хозяйствующих людей. Община не была замкнутым объединением, она не могла существовать без более или менее регулярного взаимодействия с другими, в том числе для обмена брачными партнерами. В зависимости от природно-географического фактора выделяют три вида общин: зерноводов, просоводов, рисоводов. Каждый из них имеет свои особенности.

Внутренние связи прочнее, чем в локальной группе. Идет интенсивный рост и накопление материального достатка. По мнению сторонников М. Мосса, основа общества – ранговое неравенство. Неравенство еще скрыто, но уже очевидно. Это проявляется через закрепление статуса в коллективе. Фиксируются позиции высокого и низкого статуса. Исходят из ряда критериев – возраст, положение, личные качества, престиж, участие в дарообмене. Дар – выражение статуса. Дарение возвышает, принятие принижает.

У тех у кого был материальный достаток, стремились обменять его на престиж, а получив престиж стремились к привилегиям и власти. Централизованное перераспределение продукта – редистрибуция (по Поланьи). Ради престижа и власти надо отдавать больше. Право редистрибуции, т.е. распоряжение избыточным продуктом, принадлежало лидеру коллектива. Его позиции изначально стабильнее, чем у лидера локальной группы. Его статус наивысший в коллективе. Ему принадлежит право редистрибуции семейного продукта: обычно это определение где какой брачной паре жить, какими продуктами и в каком количестве пользоваться и т.п.

В начале этого периода все кланы равны, у каждой свой глава. Постепенно внутри клана обособляются различные линии родства с разным статусом. Высокий статус закрепляется за основной линией, более низкий за боковыми. Возникает «конический клан» (термин П.Кирхгофа «The Principle of Clanship in Human Society» – Davidson Journal of Antropology, 1955, v. 1).

Эволюция социальной структуры на этом этапе прослеживается этнографически. Она вариативна. Есть несколько теорий. Согласно традиционной, община, как хозяйственная единица, видоизменялась следующим образом:

А. Крупная родовая община
Первоначально при переходе к оседлости, но в рамках присваивающего хозяйства община велика – в среднем археологи считают, что более 100 человек (до 500 человек). Оседло живут на закрепленной за ними территории.

При сохранении большой роли коллектива происходит обособления малой семьи. На стоянках – часто около 10 отдельных жилищ. Т.е. несколько семейных групп, родственных между собой и связанных регулярными брачными связями.

Есть лидер – старейшина общины, это административная должность, наивысший социальный ранг. Избирается из числа старших в семейных группах. Не мог передавать по наследству. Его в научной литературе называют бигмэн (большой человек). Он регулировал в пределах своей общины хозяйственные (строительство дамб, оборонительных сооружений) и социальные отношения, организовывал отношения с другими общинами, представляя ее. Это выражалось в наличии эмблем, «титулов» – символов общины.

Есть жесткие возрастные группы. Главы семейных групп соперничают за обладание административной властью. Получаемый избыточный продукт раздавался для укрепления авторитета и власти. Имевшие власть не накапливали богатство. Его власть распространялась только на свою общину.
При избытке населения при условии наличия свободных земель избыточное население уходит и создается дочернее селение, связанное с оставленным узами родства.

Б. Родовая община
Постепенно происходило дробление «крупных родовых общин». Родовая община теперь насчитывала от 30 до 100 человек. Продолжается обособляться семья. Важный фактор – солидарность членов общины. Постепенно родовые связи вытесняются территориальными и хозяйственными. Отсюда, родовая община оседлых земледельцев как хозяйственная единица проходит два этапа развития:
– сначала кровно-родственная община;
– затем территориальная соседская община.
Поскольку община кровных родственников носила локальный характер, но имела близкие ей по языку, верованиям, обычаям общины, то они образовывали «группу общин».

В отдельных случаях на основе общины, как хозяйственной единицы, возникает политическая единица – «племя».

***
Общество, предшествующее возникновению государства называют «поздне-потестарным», а перешедшее к государственности – «ранними государствами».

В исторической науке принято выделять два вида поздне-потестарных обществ:
1. племя, 2. вождество (племенные объединения и племенные союзы).

Заметим, что данная схема справедлива не для всех обществ – она относится в большей степени к обществам зерноводов (умеренный климат – Восточное Средиземноморье, Западная Азия, Европа), но в меньшей к обществам просоводов (умеренный климат – север Восточной Азии), рисоводов (субтропический климат – Юг Восточной Азии, Юго-Восточная Азия).У рисоводов община гораздо более прочное и самодостаточное объединение, оно больше зависит от вмещающего ландшафта, менее подвижное. В некоторых районах Тропической Африки (экваториальный, субэкваториальный климат) основной продовольственной культурой является ямс. Поскольку общества зерноводов и просоводов изучены лучше, то сначала рассмотрим их.

Племя (бронза)

Племя – совокупность семей и отдельных людей, соседствующих на одной земле, объединенных общим названием, подчинением общему вождю, поклонением общим богам, связанных коллективными решениями, живущих похожим укладом жизни.

Факторы объединения:
1. Оптимальная экологическая ниша,
2. Хозяйственный эффект в рамках этой ниши,
3. демографический оптимум. Прочность племени было во многом обусловлена границами занимаемой территории (вмещающего ландшафта).

Для племени характерно наличие общей территории, племенное самосознание, самоуправление.
Наряду с понятием «племя», в литературе часто используется понятие «община». Напомним, что «община» – это хозяйственная единица, а «племя» – политическая.

Возникновение «племени» на основе земледельческой «общины» – начало процесса складывание качественно нового политического образования, которым является раннее государство. Но не всякая «группа общин» может дать племя, не каждое племя может стать основой для государства.
Отметим, что понятие племя используется для характеристики обществ как земледельческих так и скотоводческих (степняцких). Для «племени» характерна высокая степень мобильности – перемещения в поисках благоприятной экологической ниши является условием их сохранения и развития. Как правило, перемещение отражает тенденцию к переходу к новому качественному этапу развития. Сказанное практически не относится к рисоводческим обществам, для которых характерна сравнительно прочная привязанность к конкретной экологической нише.

Но следует заметить, что при характеристике обществ рисоводов, понятие «племя» обычно не используется. Вместо него говорят о «группах общин», расположенных в одной экологической нише, объединенных взаимодополняющими хозяйственными связями, общими обычаями и единым культом священных объектов (дерево, камень и т.п.).

Сохраняются кровно-родственные связи, но в состав племени входят и неродственники.
Управление племенем – надобщинная структура. Из числа глав отдельных общин избирался лидер. Или лидер сильнейшей общины объединял другие. Власть вождя постепенно обособлялась.

Шел двоякий процесс институализации его власти и сакрализация его политического статуса.
Племя возникает в догосударственный период и существует на протяжении столетий. Усложнение племенной организации и ведет к созданию вождества. Перехода к государственности – может и не произойти.

Правители нескольких племен могут заключать соглашения о временном объединение. Сравнительно рыхлые племенные объединения (например, в 1 в. н.э. нескольких германских и кельтских племен во главе с Марободом на территории Чехии) легко распадаются.

Племенное объединение — это объединение племен, заключивших между собой соглашение на время мира и войны. Они возникали либо по общему согласию, либо по принуждению более сильного племени.

Племенные союзы могли возникать либо вынужденно и быстро перед угрозой опасности, либо сравнительно медленно в силу естественных интеграционных процессов, связанных общностью интересов, взаимодополнением (разделение сфер деятельности) и т.п.

Племена и союзы племен различались по численности населения, что во многом определяется вмещающим ландшафтом. Одна из причин объединения – вынужденные миграции, частые в предгосударственный период. Распад был продиктован борьбой племенных вождей за главенство, племенной знати – своего привилегированного положения и всех – стремлением сохранить самобытность, либо же вмешательством «империи».

Вождество (чифдом)

Этот термин был введен Э. Сервисом и раскрыт Х.Дж. Классеном, который и выделил его в отдельный предгосударственный политический институт.

Племенной союз (или вождество, чифдом) – политическое объединение стратифицированных обществ, в котором произошло обособление лидера. Это уже «предгосударство».
Племенные союзы могут возникать на основе объединения нескольких племен (например, в 4–5 вв. аламанов, готов, франков).

Это более устойчивый и долговечный вид объединения, чем племенное объединение, во главе которого стоял лидер, чья власть была близка к царской. Он уже признавался в качестве такового вождями других племен и их народом. Его власть могла быть скреплена браком с дочерьми этих вождей (союз галльских народов эдуев, гельветов и секванов в 58 г. до н.э. – царь эдуев Думнорикс взял в жены дочь царя гельветов и тем самым возвысился над ним).

Для вождества характерно:
1) наличие фигуры носителя центральной власти, у которого еще нет постоянного законного права проводить в жизнь свои решения без одобрения к-л коллективного органа из числа верхушки влиятельных родов;

2) различие между теми, кто управляет и теми, кем управляют, не являются непреодолимыми. Они основываются на различиях, которые определяются родственными отношениями. Брачные связи – инструмент повышение и укрепления статуса;

3) уже есть институты присвоения управляющей группой части прибавочного продукта, но они еще не укоренились и применялись не регулярно.

4) интеграция населения вождества за счет наличия центрального руководства, которое, однако, не имеет устоявшегося аппарата управления, но уже есть общая идеология. У руководства вождества еще мало возможностей предотвратить распад.

В вождестве господствуют территориально-родственные связи.

В вождестве власть приобретает характер обособленного института. Это важнейшее условие возникновение государственности.








Дата добавления: 2016-06-24; просмотров: 912;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.007 сек.