Необходимость принадлежать к Церкви для спасения. Понятие о границах Церкви.
Кого или что спасает Господь? Апостол Павел говорит: Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела (Еф. 5, 28).
О необходимости находиться в единении с главой и быть членом церковного тела напоминают и другие слова апостола: Никто да не обольщает вас самовольным смиренномудрием и служением Ангелов, вторгаясь в то, чего не видел, безрассудно надмеваясь плотским своим умом и не держась главы, от которой все тело, составами и связями будучи соединяемо и скрепляемо, растет возрастом Божиим (Кол. 2, 18-19).
О необходимости пребывать в единении со Христом как с Главой Церкви говорят все экклезиологические образы Нового Завета: лоза и ветви, краеугольный камень и строящееся на нем здание, образы дома и семьи, пастыря и единого стада.
Христос спасает не каждого отдельного человека, но Церковь как единое целое, как Свое тело. И каждый из нас спасается в той мере, в какой он принадлежит этому телу. Иными словами, спасение наше осуществляется не на основании заключения индивидуального «контракта» о спасении, но через вхождение в Вечный Завет между Богом и человеком, однажды установленный Иисусом Христом в собственной Его Крови.
Таким образом, спасение невозможно без участия в жизни Церкви, без участия в таинствах, прежде всего в таинстве Евхаристии: Истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день (Ин. 6, 53-54). Относится это и к другим таинствам, например, к Крещению: Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие (Ин. 3, 5). Таинства, посредством которых мы соединяемся со Христом, естественно, возможны только в Церкви, которая сохраняет апостольское преемство.
Понятие о границах Церкви
Прообразом Церкви Христовой был Ветхозаветный Израиль.
Бог избирает и призывает Израиль, тем самым образуя из него особое сообщество, цель которого быть избранным народом, уделом Божиим, царством священников, народом святым, частью Господа
Тем не менее, полных оснований для абсолютизации представления о ветхозаветной Церкви как формально едином и имеющем четкие внешние границы обществе людей в библейском тексте нет (например, Енох, Ной, Авраам, Лот, Мелхиседек, Иов).
Новый Завет четко и однозначно говорит о единстве Церкви, о чем мы говорили ранее. Это единство основано на том, что единым Главой Церкви является Христос (Кол. 1, 18). Во Христе христиане составляют единое тело (Рим. 12, 4-5; Еф. 4, 4-6), это тело Самого Христа, и оно есть Церковь, христиане – члены этого тела (1 Кор. 12, 27; Еф. 5, 30).
Принадлежащих к Церкви ап. Павел называет «внутренними», противопоставляя им сынов мира сего как «внешних» (1 Кор. 5, 12-13). Вместе с тем, возможны случаи, когда при сохранении видимой принадлежности к Церкви, фактически человек оказывается вне ее (см. 1 Кор. 5, 1-11). Т.е. сам факт вступления в Церковь через крещение еще не гарантирует неизменного участия в присущей ей благодатной жизни. Дар Христов должен быть не только сохранен, но и преумножен (ср. Мф. 25, 14-27). Он требует динамичного восприятия и непрестанного развития, «возгревания» (2 Тим. 1, 6), прежде всего, через делание заповедей (Ин. 15, 10) и достойное евхаристическое причащение (Ин. 6, 56). Напротив, отступая от евангельской правды человек вновь становится заложником мира сего, делается рабом тления (2 Пет. 2, 19-21) и тем самым извергается из тела Церкви (Ин. 15, 6). Отпадение от Церкви не всегда сопряжено с отлучением как видимым церковным актом (1 Кор. 5, 2; 5, 5; 5, 13), отпадение от Тела Христова может быть и сокровенным (Откр. 3, 1: И Ангелу Сардийской церкви напиши: так говорит Имеющий семь духов Божиих и семь звезд: знаю твои дела; ты носишь имя, будто жив, но ты мертв). Однако разрыв с Церковью не является необратимым. Через покаяние дар Христовой жизни может быть возобновлен (Откр 3, 3: Вспомни, что ты принял и слышал, и храни и покайся), что позволяет предположить, что некая таинственная связь между Церковью и отпавшим от нее грешником все же сохраняется.
Критерии принадлежности к Церкви в первые века:
Канон Нового Завета, апостольское преемство, предание истины (символы веры), Евхаристия.
Дата добавления: 2016-06-24; просмотров: 1670;