Воплотился сотворенный Бог
…иное и иное, но не иной и иной
Христородица, Человекородица, Богородица
Общение свойств
Что не воспринято, то не уврачевано
Единая ипостась воплотившегося Бога Слова
Один Христос из двух природ
Частная сущность, общая сущность
Единое богомужное действие
Собственные частные свойства
Богомужное действие
13.2 Богоучрежденная церковная иерархия: 1) апостолы, 2) епископы, 3) пресвитеры, 4) диаконы.
Согласно протестантскому учению:
-Иерархия есть не божественное учреждение, а человеческое.
-Служители Церкви избираются и поставляются людьми.
-Рукоположение, т.е. возведение человека на иерархическую степень, – это только видимый знак поставления на служение; в нем не сообщается никаких благодатных даров, которые отличали бы клирика от мирян.
Он поставил одних Апостолами... иных пастырями и учителями, к совершению святых, на
дело служения (Еф. 4, 11-12).
Священство предполагает избранничество свыше: Не вы Меня избрали, а Я вас избрал и поставил вас (Ин. 15, 16), и Никто сам собою не приемлет этой чести, но призываемый Богом, как и Аарон (Евр. 5, 4)
В Священном Писании говорится о нескольких иерархических степенях.
Апостолы
Об апостольском служении воскресший Господь говорит во время явления Своим ученикам в Галилее: Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века (Мф. 28, 19-20). При поставлении учеников на служение Спаситель дунул, и говорит им: примите Духа Святого. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся (Ин. 20, 22-23).
Согласно этим словам Господа, апостольское служение предполагает: учительство (научите), священнодействие (крестя) и служение управления (уча их соблюдать). Слова примите Духа Святаго свидетельствуют, что служение связано с особыми дарами Святого Духа.
Служение управления:
Паси агнцев Моих... паси овец Моих (Ин. 21, 15-17). Слово паси означает служение управления, апостол должен управлять верующими подобно тому, как пастырь управляет стадом.
Истинно говорю вам: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе (Мф. 18, 18).
Апостол Павел говорит об апостолах, что они обладают властью, которую Господь дал нам к созиданию, а не к расстройству вашему (2 Кор. 10, 8). Эта власть вязать и решать была бы неполной, если бы она не подразумевала власть суда с правом наказания виновных: Для того я и пишу сие в отсутствие, чтобы в присутствии не употребить строгости по власти, данной мне Господом (2 Кор. 13, 10) или Пишу прежде согрешившим и всем прочим, что, когда опять приду, не пощажу (2 Кор. 13, 2).
Христианское учительство и проповедь – это дары Духа Святого, потому что христианское учительство не есть простое научение, не система доказательств; в христианском учительстве истина не доказуется, а показуется (по словам отца П. Флоренского), является силою Святого Духа, содействующего проповеди. Именно так понимали дело учительства сами апостолы: И слово мое и проповедь моя не в убедительных словах человеческой мудрости, но в явлении духа и силы, чтобы вера ваша утверждалась не на мудрости человеческой, но на силе Божией (1 Кор. 2, 4-5).
Кроме даров учительства и проповеди, апостолами были получены власть и сила совершать установленные Господом священнодействия с целью низведения на верующих даров благодати, например крещение (Мф. 28, 19), покаяние (Ин. 20, 21-23) и причащение.Совершив Тайную Вечерю с учениками, Господь произнес слова: Сие творите в Мое воспоминание (Лк. 22, 19).
Это тройственное служение (учительства, священнодействия и управления) с древнейших времен называется общим словом «пастырство».
Повеление Спасителя, данное ученикам, заканчивается словами: Я с вами во все дни до скончания века. Следовательно, повеление дано не только самим апостолам, но и их преемникам на все времена, и само это служение сохранится в Церкви до скончания века. Это значит, что апостолы также обладали властью и силой передавать это служение и необходимые для его исполнения дары другим лицам. Об этом свидетельствует, например, эпизод с Симоном волхвом (Деян. 8, 20). Если бы этот дар невозможно было передать другим, то Симон не предлагал бы за него деньги.
Епископы
Сам Господь Иисус Христос в Священном Писании называется не только апостолом (Евр. 3, 1), но и епископом (1 Пет. 2, 25). В синодальном переводе в этом месте стоит слово «блюститель». Жребий апостольского служения называется «епископством» (Деян. 1, 20) (в синодальном переводе – «достоинство»).
Несомненно, образ служения апостолов и епископов различен: апостолы совершают свое служение в масштабах Вселенской Церкви, в то время как служение епископское ограничено пределами Церкви Поместной.
О том, что служение епископов есть действительно служение пастырское, говорит апостол Павел (обращение апостола к ефесским епископам): Внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас блюстителями (в греческом тексте – епископами), пасти Церковь Господа и Бога (Деян. 20, 28). Благодатные дары передавались апостолами епископам через рукоположение: Не неради о пребывающем в тебе даровании, которое дано тебе по пророчеству с возложением рук священства (1 Тим. 4, 14); Напоминаю тебе возгревать дар Божий, который в тебе через мое рукоположение (2 Тим. 1, 6).
В служении, которое исполнял Тимофей, мы можем различить все три составляющих пастырского служения:
Учительство.Проповедуй сие и учи (1 Тим. 4, 11); проповедуй слово (2 Тим. 4, 2); совершай дело благовестника, исполняй служение твое (2 Тим. 4, 5); занимайся чтением, наставлением, учением (1 Тим. 4, 13).
Священнодействие.Рук ни на кого не возлагай поспешно, и не делайся участником в чужих грехах (1 Тим. 5, 22). Служение Тита, по-видимому, не отличалось от того служения, которое исполнял Тимофей в Ефесе: Для того я оставил тебя в Крите, чтобы ты довершил недоконченное и поставил по всем городам пресвитеров (Тит. 1, 5).
Служение управления.Обличай, запрещай, увещевай (2 Тим. 4, 2); увещевай и обличай со всякою властью, чтобы никто не пренебрегал тебя (Тит. 2, 15).
Если обратиться к примеру Тимофея, то видно, что его отношение к подчиненным ему пресвитерам практически не отличалось от тех отношений, которые существовали в последующее время между епископами и священниками. Во-первых, Тимофей, так же, как и Тит, мог рукополагать пресвитеров; во-вторых, Тимофей имел право награждать и поощрять пресвитеров: Достойно начальствующим пресвитерам должно оказывать сугубую честь (1 Тим. 5, 17). В-третьих, он имел право разбирать обвинения, т.е. судить пресвитеров: Обвинение на пресвитеров не иначе принимай, как при двух или трех свидетелях. Согрешающих обличай перед всеми, чтобы и прочие страх имели (1 Тим. 5, 19-20). Служение Тимофея было ограничено пределами одной Поместной Церкви. Апостол Павел говорит Тимофею: Я просил тебя пробыть в Ефесе (1 Тим. 1, 3). Но как бы ни называлось то служение, которое исполнял Тимофей, по своему существу оно не отличается от того, которое мы ныне называем епископским.
Учитывая особую важность епископского служения, Церковь всегда тщательно следила, чтобы сохранялась преемственность епископата, восходящая к апостолам, чтобы не было тех, кто сами себя поставили во епископы, чтобы не было самосвятства. Уже во II веке одним из главных аргументов православных в споре с еретиками, в частности с гностиками, заключался в том, что еретики не могли документально подтвердить преемство своих епископов от апостолов, в то время как православные это успешно делали.
Пресвитеры.
В первенствующей Церкви пресвитеры, как это видно из Священного Писания, поставлялись на служение либо апостолами (Деян. 14, 23), либо епископами, что следует из 1 и 2 Тим. и Тит. Практически во всех книгах Священного Писания, где вообще упоминаются пресвитеры (Деян., 1 и 2 Тим., Тит., Иак., и 1 Пет.), о них говорится во множественном числе. Из этого можно сделать вывод, что они составляли особый церковный чин, т.е. было нормой иметь в каждой поместной общине несколько пресвитеров. Пресвитеры составляли некоторый орган, игравший существенную роль в церковной жизни, который назывался пресвитериум.
Права пресвитеров ограничены по сравнению с правами епископов. Новый Завет не дает никаких оснований считать, что пресвитеры, т.е. представители второй иерархической степени, сами могли посвящать в священный сан. Церковное предание также исключает такую возможность.
В своих действиях пресвитеры не вполне самостоятельны, они действуют под руководством епископов. Тем не менее, пресвитерское служение так же, как и епископское, называется пастырством. По существу оно предполагает те же три составляющие, которые мы видим у епископов.
Учение.Апостол Павел в 1 Тим. 5, 17 говорит о пресвитерах, которые трудятся в слове и учении.
Священнодействие.Апостол Иаков говорит о совершении пресвитерами таинства Елеосвящения: Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазавши его елеем во имя Господне (Иак. 5, 14).
Служение управления.«Пастырей (presbu/terouj) ваших умоляю я, сопастырь (sumpresbu/teroj), свидетель страданий Христовых и соучастник в славе, которая должна открыться: пасите Божие стадо, какое у вас, надзирая за ним не принужденно, но охотно и богоугодно, не для гнусной корысти, но из усердия. И не господствуя над наследием Божиим, но подавая пример стаду (1 Пет. 5, 2-3).
Диаконы.
Впервые о диаконах говорится в книге Деяний (гл. 6). Точнее, говорится о семи мужах, которые были избраны для того, чтобы служить практическим потребностям Церкви. Сами они в книге Деяний (гл. 6) диаконами не называются, но само слово «служение» по-гречески звучит как «диакония» и поэтому в Предании за этими «семью мужами» утвердилось название диаконы, т.е. служители. В Деян. 6, 2 говорится об их служении, как о попечении «о столах».
избирали не лучших специалистов, а людей, исполненных Святого Духа и мудрости (Деян. 6, 3).
Следовательно, служение носило также богослужебно-благодатный характер, поэтому и поставление их совершалось через возложение рук с молитвой, как это описано в Деян. 6, 6.
Диаконы участвуют в совершении таинств, но сами их не совершают, правда, известно, что Филипп, один из семи диаконов, крестил самарян (Деян. 8, 5) и евнуха, вельможу Ефиопской царицы Кандакии (Деян. 8, 38).
Что касается учительства, то здесь есть некоторая неясность. Так, Стефан, один из семи диаконов, учительствовал и проповедовал. Филипп, крестивший самарян, даже называется благовестником (Деян. 21, 8). Но трудно сказать, было ли это служение харйзматическим, т.е. их личным даром, или оно изначально рассматривалось как составная часть диаконского служения вообще.
«Основное их предназначение – помощь нуждающимся, следовательно, для осуществления этой задачи необходимо особое посвящение, особый духовный дар. И в самом деле, в Церкви помощь страждущим есть проявление истины и жизни, а вовсе не признак утилитарного альтруизма. Благодать, получаемая диаконами через рукоположение, дается им для служения динамическому распространению Евхаристии на совокупную жизнь евхаристического Тела, для того, чтобы преобразовать служение практическим потребностям выживания в подлинную жизнь, как общение в любви, согласно троичному прообразу бытия».
К сожалению, в истории получилось так, что именно это измерение диаконского служения, которое в древности было самым важным, практически исчезло из церковной жизни.
О всех служениях.
сщмч. Игнатий Богоносец, муж апостольский, согласно преданию принявший посвящение непосредственно от апостола Иоанна Богослова. Он пишет: «Необходимо, как вы и поступаете, ничего не делать без епископа. Повинуйтесь также и пресвитерству как апостолам Иисуса Христа, надежде нашей... и диаконам, служителям таинств Иисуса Христа, все должны всячески содействовать, ибо они не служители яств и питий, но слуги Церкви Божией» (Тралл. 2); «Все почитайте диаконов, как заповеди Иисуса Христа, епископов, как Иисуса Христа, Сына Бога Отца, пресвитеров же, как собрание Божие, как сонм апостолов – без них нет Церкви» (Смирн. 8).
Дата добавления: 2016-06-24; просмотров: 1009;