Подготовка и Орос Халкидонского Собора. Образ соединения двух естеств во Христе.
-Томос к армянам Константинопольского патриарха свт. Прокла († 446) - единой ипостаси воплотившегося Бога Слова.
-На Константинопольском соборе патриарх Флавиан († 449/450) - один Христос из двух природ
- Римский папа св. Львом Великий (440-461) в его Томосе к Константинопольскому патриарху Флавиану. Акценты в нем сделаны не столько на единстве, сколько на различии во Христе. В частности, Лев подчеркивает, что Христос является «совершенным в своем» (totus in suis) и «совершенным в нашем» (totus in nostris). В связи с этим обе природы Христа сохраняют неизменными свои свойства и – именно свт. Лев впервые ясно говорит об этом – действия: «Каждая природа (forma) действует (agit) в общении с другой, совершая то, что свойственно каждой». свойства природ, при всей своей неизменности, могут быть отнесены к другой природе.
Закрепляет (после свт. Афанасия) в христологическом обиходе понятие общения природных свойств (communicatio idiomatum).
человеческая природа имеет свое собственное действие, отличное от божественного, но также свою собственную человеческую волю.
На основании богословия свт. Кирилла Александрийского в интерпретации патриархов Прокла, Флавиана и Константинопольского собора 448 года, а также Томоса папы Льва к патриарху Флавиану, на IV Вселенском соборе (октябрь 451 г.) были выработаны новые формулировки, призванные лучше прояснить таинство воплощения. 1) Последуя святым отцам, все согласно научаем исповедовать одного и того же Сына, Господа Нашего Иисуса Христа, совершенного в Божестве и совершенного в человечестве; одного и того же истинно Бога и истинно человека, из души разумной и тела, Единосущного Отцу по божеству и единосущного нам по человечеству, во всем подобного нам кроме греха, Рожденного прежде веков от Отца по божеству, а в последние дни нас ради и нашего ради спасения от Марии Девы Богородицы по человечеству;
2) одного и того же Христа, Сына, Господа, Единородного, в двух естествах неслитно, неизменно, нераздельно, неразлучно познаваемого (ἐν δύο φύσεσιν ἀσυγχύτως ἀτρέπτως ἀδιαιρέτως ἀχωρίστως γνωριζόμενον), так что соединением нисколько не упраздняется различие естеств, но скорее сохраняется свойство каждого естества и они соединяются во единое лицо и единую ипостась;
3) не рассекаемого или разделяемого на два лица, но Одного и того же Сына и Единородного, Бога Слово, Господа Иисуса Христа, как о Нем учили прежде пророки и Сам Господь Иисус Христос научил нас, и как то предал нам символ отцов.
нераздельно и неразлучно иллюстрируют единство, а неслитно и неизменно – различия.
Апостол Павел называет явление Бога во плоти великая благочестия тайна (1 Тим. 3, 16). Выразить эту Тайну мы можем только в отрицательных терминах, т.е. апофатически.
Неслитно (ἀσυγχύτως).Природы не слились между собою так, чтобы составилось из них новую природу, но обе прибывают в Лице Спасителя, как две различных природы.
Неизменноили непреложно(ἀτρέπτως).Это значит, что в результате соединения ни божеское естество не изменилось (не преложилось) в человеческое, ни человеческое не преложилось в божеское, но то и другое остается целым в Лице Спасителя. Каждое из естеств сохраняет тождественность своих качественных свойств. Эти два первых наречия направлены против монофизитства.
Нераздельно(ἀδιαιρέτως). Означает, что хотя два естества во Христе пребывают совершенно целыми и различными по своим свойствам, они, тем не менее, не существуют отдельно, не составляют двух особых лиц, соединенных только нравственно (как у Феодора Мопсуэстийского и Нестория), а соединены в Единую Ипостась Бога Слова.
Неразлучно(ἀχωρίστως). Соединившись в единую Ипостась с момента зачатия Спасителя в утробе Пресвятой Девы, два естества никогда не разлучались и не разлучатся, т.е. имеет место непрерывное соединение.
12.2 Существенные свойства Церкви: соборность (кафоличность), апостольство.
Дата добавления: 2016-06-24; просмотров: 1737;