Соборность или кафоличность Церкви
В Пространном Катихизисе говорится, что Церковь именуется соборной и кафоличной потому, что она не ограничивается никаким местом, временем и народом, но заключает в себе истинно верующих всех мест, времен и народов. Согласно митрополиту Макарию (Булгакову), Церковь называется кафолической или соборной:
· по пространству, поскольку она не ограничивается никаким местом;
· по времени, поскольку она будет существовать до скончания века;
· по своему устройству, так как:
a) Церковь не связана ни с каким гражданским устройством, потому что, по словам Спасителя, Царство Мое не от мира сего (Ин. 18, 36);
b) богослужение не связано с определенным местом, как это было в ветхозаветной церкви, а также во многих языческих религиях;
c) церковная иерархия не связана с определенным родом или коленом, что имело место в Ветхом Завете, где священниками были только потомки Аарона, а также в других религиях, например в индуизме, где священнослужителями могут быть только люди, принадлежащие к особой касте.
Слово «кафолический» происходит от выражения kaq' oàla, что в переводе на русский язык буквально означает «по всему целому» и является выражением высшей степени всеобъемлемости, целостности и полноты.
Хомяков считал, что соборная Церковь – это Церковь свободного единодушия, Церковь по разумению всех в их единстве. Священник Павел Флоренский полагал, что Церковь называется соборной в смысле всеобщности бытия, цели и всей духовной жизни.
В чем состоит различие между понятиями «соборность» и «вселенскость»?
«Вселенскость» является характеристикой Церкви только как целого, но не приложимо к ее частям, тогда, как «соборность» может быть прилагаема как к целому, так и к частям. Еще в начале II века сщмч. Игнатий Богоносец в своем Послании к Смирнянам писал, что где Господь Иисус Христос, там и кафолическая Церковь.
Лосский: Чудо кафоличности открывает в самой жизни Церкви строй жизни, присущий Пресвятой Троице».
свт. Кирилл Иерусалимский в 18-м Огласительном Слове говорит, что Церковь называется кафолической, потому что:
1) находится по всей вселенной;
2) в полноте преподает все то учение, которое должны знать люди;
3) весь род человеческий подчиняется благочестию в Церкви;
4) врачует и исцеляет все роды грехов;
5) в ней создается все, именуемое добродетелью.
Таким образом, соборность означает, во-первых, целостность и неповрежденность хранимой Церковью истины и, во-вторых, полноту благодатных даров, которой обладает Церковь, причем эта целостность и полнота относится как к Церкви в целом, так и к каждой из ее частей в отдельности. Иными словами, можно сказать, что соборность Церкви выражается в том, что каждый человек во всяком месте, в любое время, независимо ни от каких индивидуальных особенностей и внешних условий может получить в Церкви все необходимое для спасения.
Дата добавления: 2016-06-24; просмотров: 908;