Христология свт. Кирилла Александрийского.
Свои христологические взгляды св. Кирилл Александрийский формулировал главным образом в полемике с Несторием и богословием, которое тот олицетворял. Богословский интерес Кирилла сфокусирован в первую очередь на единстве Христа как Сына (он говорит: Христос «остался одним Сыном»; «человечество стало собственным <человечеством> Слова, и мы помышляем единого Сына вместе с ним (человечеством)»
Следуя свт. Афанасию, свт. Кирилл подчеркивает, что Слово стало человеком, а не вселилось в человека
Важнейшей из этих формул была единая воплотившаяся природа Бога Слова(заимствован у Апполинария, но другой смысл)= одна природа Христа.Смысл одной природы -включает в себя не только плоть, но и душу.
Если для Аполлинария человечество Христа было пассивным и лишенным собственной жизни и энергии, то для Кирилла оно активно и имеет собственную жизнь.
Здесь природа это скорее вторая сущность (частная),а не первая (общая) по Аристотелю. В этом смысле данное понятие было близким к каппадокийскому понятию ипостаси, то есть частной сущности.
Хотя Кирилл различает божество и человечество во Христе осторожно, умозрительно.
Они соединены по ипостаси, более тесно, чем при несторианском относительном соединении по благоволению.
Образ единения - антропологический пример - душа и тело.
Понятие о Церкви, ее основание, цель и назначение. Христос и Святой Дух в жизни Церкви.
Определение Церкви дать невозможно.
Понятие
Слово «церковь» (e¹kklh/sia), происходит от глагола e¹kkale/w, что означает «собирать, вызывать».
В христианстве изначально под Церковью понимались призванные в общество Господне лица, которые услышали призыв Господа ко спасению и последовали этому призыву, а потому составляющие «род избранный (ge/noj e¹klekto\n)» (1 Пет. 2, 9).
«Церковь есть Тело Христово». Обычно это определение понимается в связи с учением о Боговоплощении – о восприятии Вторым Лицом Пресвятой Троицы, Сыном Божиим, человеческой природы, – и о таинстве Евхаристии, – таинстве Причащения Тела и Крови Христовой, – которое рассматривается как способ участия человека в Теле Церкви.
Однако при таком понимании определенные категории лиц, которые, согласно Священному Писанию и Священному Преданию, безусловно, принадлежат Церкви, оказываются за ее пределами.
К Церкви принадлежат не только люди, но и ангелы, ибо Бог положил все небесное и земное соединить под главою Христом (Еф. 1, 10). Он есть глава тела Церкви, Он – начатой, первенец из мертвых, дабы иметь Ему во всем первенство: ибо благоугодно было Отцу, чтобы в Нем обитала всякая полнота, и чтобы посредством Его примирить с Собою все, умиротворив через Него, Кровию креста Его, и земное и небесное (Кол. 1, 18-20). Поэтому определить Церковь через учение о ней как о Теле Христовом вряд ли возможно. Так, Ангелы бесплотны, Тела и Крови Христовых они не причащаются.
В самом общем смысле под Церковью мы понимаем от Бога установленное общество всех личностных (т.е. разумно-свободных) существ, верующих во Христа Спасителя и соединенных с Ним как с Единой Главой. Можно ли это общество назвать «Телом Христовом»?Конечно, назвать можно, но вряд ли его можно рассматривать как исчерпывающе научное определение. Все-таки, это наименование есть не более чем библейский образ, даже если он выражает существо Церкви глубже, чем другие экклезиологические образы Священного Писания.
К Церкви принадлежат, во-первых, все верующие во Христа, живущие на земле, во-вторых, скончавшиеся в вере и, в-третьих, ангелы. Таким образом, у Господа Иисуса Христа имеется как бы два стада.
К Церкви принадлежат, во-первых, все верующие во Христа, живущие на земле, во-вторых, скончавшиеся в вере и, в-третьих, ангелы. Таким образом, у Господа Иисуса Христа имеется как бы два стада.
Первое – это Церковь, состоящая из членов на земле, обычно она называется «странствующей Церковью». Иногда она называется также «Церковью воинствующей». Сам Христос есть Возглавитель этой борьбы со злом: Ему надлежит царствовать, доколе низложит всех врагов под ноги Свои»
Второе стадо – это Церковь, состоящая из Ангелов и всех усопших в вере и покаянии, она называется небесною или «торжествующей».
Послание Восточных Патриархов о Православной вере (10 член) говорит об этих двух частях единой Церкви так: «Отнюдь не сливаем Церкви странствующей с Церковью, достигшею отечества, потому только, как говорят некоторые из еретиков, что члены двух Церквей – овцы одного Архипастыря Бога и освящаются одним и тем же Святым Духом. Такое смешение их неуместно и невозможно, поскольку одна воинствует и находится еще на пути, а другая торжествует победу, достигла отечества и получила награду».
В то же время они не существуют совершенно самостоятельно и отдельно одна от другой, так как Христова Церковь, состоящая из земных и небесных, есть одно духовное тело, имеет одну главу – Христа и одушевляется одним и тем же Духом Божиим.
Дата добавления: 2016-06-24; просмотров: 1890;