Учение блаженного Августина о благодати
К числу односторонних учений о благодати относятся и такие учения, в которых благодать рассматривается как сила, внешняя по отношению к человеку и устраняющая его свободу.
Крайности учения блаженного Августина были обусловлены особенностью его духовного пути.
Свободная воля в деле спасения не играет вообще никакой роли, так как после грехопадения свободной воли у человека в строгом смысле нет. Спасение совершается исключительно всемогущим действием Божественной благодати. В одном из своих писем блаженный Августин писал, что через тяжесть первого греха мы потеряли свободную волю. После падения грех стал в человеке господствующим началом, свобода к добру полностью утрачена, на ее место явилась необходимость греха.
Благодать, по учению блаженного Августина, есть внутренняя сила, которая заступает место человеческой свободы и производит в душе грешника желание добра и спасения, спасающую веру и, вообще, соделывает его спасение. Блаженный Августин первым высказал мысль о непреодолимом действии Божественной благодати, которая подчиняет себе даже противоборствующую волю. Более чем через тысячу лет после Августина, в период Реформации, Лютер, а затем Кальвин довели учение Августина до логического конца, создав учение об изначальном всеобщем предопределении людей, одних – к вечному спасению, других – к вечной погибели.
Православное учение об отношении благодати к свободе.
Преданием Восточной Церкви всегда утверждалась синэргия Божественной благодати и свободы человека: Мы соработники (sunergoi/ - мн.ч. от sunergo/j – сотрудник, участник, помощник, сотоварищ) у Бога (1 Кор. 3, 9). Свт. Феофан Затворник говорит, что человек совершает дело своего спасения с помощью благодати Божией.
в образе мыслей восточных авторов благодать и человеческая свобода проявляются одновременно и не мыслятся одна без другой.
Конечно, благодати принадлежит преобладание в совершении спасения, но это никак не умаляет и значения человеческой свободы.
Ключ к правильному пониманию соотношения благодати и свободы – орос IV Вселенского Собора.
действие Божественной благодати не сопровождается насилием и подавлением человеческих сил, а ведет к свободному подчинению их высшей силе. Таким образом, благодати принадлежит первенство в деле спасения, собственно благодать наше спасение и совершает. Можно сказать, что благодать есть причина нашего спасения, ибо ею совершается обожение человеческого естества. А человек своей свободной деятельностью обеспечивает необходимые, но отнюдь не достаточные для спасения условия.
Правильное понимание свободы:
1 – это свобода выбора
2 – свобода и сила действовать в соответствии со своим нравственным выбором
Желание добра есть во мне, но, чтобы сделать оное, того не нахожу, доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю (Рим. 7, 18-19)
Именно эту свободу имел в виду Господь Иисус Христос, когда говорил: познаете истину, и истина сделает вас свободными (Ин. 8, 32).
Когда мы говорим, что благодать не упраздняет человеческой свободы, то имеем в виду формальную свободу. Благодать формальной свободы не упраздняет, она лишь споспешествует в реализации нашего выбора, укрепляет человека, помогая ему двигаться в выбранном направлении, или, наоборот, тормозит его деятельность, если выбор оказывается неправильным, не соответствующим воле Божией.
Субъективные условия спасения - Направленность человеческой воли к Богу и открытие сердца к принятию благодати. Господь говорит: Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною (Откр. 3, 20).
Дата добавления: 2016-06-24; просмотров: 4008;