Значение веры и добрых дел в устроении спасения.
Этот не был предметом спекуляций протестантских проповедников, утверждающих, что человек оправдывается только верой, вне зависимости от дел.
Отметим цитаты, на которые они обычно ссылаются: Если устами твоими будешь исповедыватъ Иисуса Господом и сердцем твоим веровать, что Бог воскресил Его из мертвых, то спасешься; потому что сердцем веруют к праведности, а устами исповедуют ко спасению (Рим. 10, 9-10). Благодатью вы спасены чрез веру (Еф. 2, 8). Без веры угодить Богу невозможно (Евр. 11, 6). Слова пророка Аввакума: Праведный верою жив будет, которые дважды приводит апостол Павел (Рим. 1, 17; Гал 3, 11).
НО
Апостол Павел ничуть не меньше, чем об оправдании верой, говорит о добрых делах и об их необходимости для спасения.
В Рим. 2, 6-8 сказано, что Господь воздаст каждому по делам его: тем, которые постоянством в добром деле ищут славы, чести и бессмертия, жизнь вечную; а тем, которые упорствуют и не покоряются истине... ярость и гнев.
Всем нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое» (2 Кор. 5, 10).
О служителях сатаны, которые принимают вид служителей правды, апостол Павел говорит: Конец их будет по делам их (2 Кор. 11, 15). Каждый получит от Господа по мере добра, которое он сделал (Еф. 6, 8). А кто неправо поступит, тот получит по своей неправде (Кол. 3, 25).
В ВЗ и у протестантов отношение к Богу законническое. Добрые дела ими рассматриваются как заслуги и отрицаются как необходимые для спасения потому, что, с точки зрения протестантов, если признать за нашими добрыми делами значение заслуг, то тем самым умаляются заслуги Христовы, которых вполне достаточно для спасения всего человечества. Впрочем, добрые дела, как таковые, протестантами не отрицаются, но рассматриваются лишь как иллюстрация и свидетельство того, что человек обладает истинной верой.
ПРАВОСЛАВНЫЙ ВЗГЛЯД
Прежде всего, по апостолу Павлу, спасает не вера сама по себе и не дела сами по себе. Спасение совершает Бог Своею благодатию. Вот как мыслит апостол Павел соотношение между верой и благодатию: Верою получили мы доступ к той благодати (Рим. 5, 2), т.е. вера – это условие получения благодати.
Благодать в своем исхождении от Бога никогда от Него не отделяется, т.е. присутствие благодати есть всегда личное присутствие Самого Бога. Благодать – это присутствие в нас Бога, и оно требует с нашей стороны непрестанных усилий. Доброделанием, подвигом благодать усваивается. О необходимости подвига со стороны человека апостол Павел говорит неоднократно. Так, он говорит о необходимости сораспяться Христу (Гал. 2, 19), распять свою плоть со страстями и похотями (Гал. 5, 24), сражаться до крови, подвизаясь против греха (Евр. 12, 4).
Как же в таком случае понимать слова апостола о том, что человек оправдывается верою, независимо от дел закона (Рим. 3, 28)?
Несомненно, эти слова апостола Павла относятся к таинству вступления человека в христианскую жизнь, т.е. ко Крещению.
Известно, что всякий орган без упражнения неизбежно атрофируется, отмирает. И вера не есть исключение. Мы знаем, что она может возрастать (2 Фес. 1, 3), она может ослабевать и даже полностью исчезать. В 1 Тим. 1, 18 апостол Павел говорит о людях, которые потерпели кораблекрушение в вере, т.е. полностью утратили веру. Чем возможно укреплять, упражнять веру? Естественно, не чем иным, как делами в соответствии с верой. Об этом говорит апостол Иаков: Вера, если не имеет дел, мертва сама по себе (Иак. 2, 17). Иными словами, добрые дела и вера связаны между собой по принципу обратной связи, вера вдохновляет человека на добрые дела, а дела укрепляют и углубляют веру.
О праотце Аврааме апостол Иаков говорит: Вера содействовала делам его, и делами вера достигла совершенства, поэтому, как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва (Иак. 2, 26).
Если обратиться к Евангелию, то станет очевидно, что учение апостола Павла находится в полном соответствии с учением Самого Господа Иисуса Христа. Господь также говорит о необходимости веры для спасения. Например:
Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет (Мк. 16, 16).
Вот дело Божие, чтобы вы веровали в Того, Кого Он послал (Ин. 6, 29).
Но Господь говорит и о недостаточности только веры, о необходимости для спасения также и добрых дел:
Не всякий, говорящий Мне: Господи! Господи! Войдет в Царствие Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного (Мф. 7, 21).
Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам (Ин. 8, 15).
О необходимости подвига в христианской жизни Христос говорит совершенно определенно: Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя и возьми крест свой, и следуй за Мною (Мф. 16, 24).
Преподобный Серафим Саровский об этом говорит, что лишь только ради Христа делаемое доброе дело приносит нам плоды Духа Святого. Все же не ради Христа совершаемое благодати Божией не дает.
Конечно, доброе дело, кем бы оно ни совершалось, заслуживает нашего уважения. Апостол Павел говорит, что во всяком народе человек, поступающий на правде, приятен Господу (Деян. 10, 34-35), и мы можем молиться и надеяться, что добрые дела, совершаемые нехристианами, не пропадут даром, и не будут «забыты» у Бога. Но в то же время дела, которые совершаются не по вере, вне сознания искупительного подвига Христа Спасителя, не сообщают человеку освящающей благодати, т.е. не приближают его к Богу, не соединяют с Богом внутренней связью и не ведут человека путем святости.
Несторианство: краткая история и суть ереси.
Архиепископ Константинопольский Несторий (381-451). Антиохийская богословская школа - антитеза аполлинарианству.
Акцент в христологии делался на полноте человеческой природы во Христе. Иногда подчеркивалась с такой силой, что человечество часто рассматривалось как некий самостоятельный, отдельный человек, во всем подобный нам.
Дата добавления: 2016-06-24; просмотров: 1611;