Указания в Новом Завете.
- А теперь ищете убить Меня, Человека, сказавшего вам истину, которую слышал от Бога (Ин. 8, 40)
-един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус (1 Тим. 2, 5)
- Он (Бог) назначил день, в который будет праведно судить вселенную, посредством предопределенного Им Мужа, подав удостоверение всем, воскресив Его из мертвых (Деян. 17, 31)
- первый человек Адам стал душею живущею; а последний Адам есть дух животворящий (1 Кор. 15, 45)
- возвещу имя Твое братиям Моим, посреди церкви воспою Тебя (Евр. 2, 11-12)
-Новозаветное Писание исторически ясно и достаточно подробно описывает рождение Христа, показывая, что Он был Сыном Девы Марии. Приводятся родословия Господа Иисуса Христа, с указанием Его предков по плоти.
- Сам Господь неоднократно называет Себя в Евангелии человеком и Сыном человеческим (Ин. 8, 40; Мф. 8, 20 и др.).
-но когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего (Единородного), Который родился от жены (Гал. 4, 4)
- Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной (Флп. 2, 6-8).
- Который родился от семени Давидова по плоти (Рим. 1, 3),
-имеющим плоть и кровь: как дети причастны плоти и крови, то и Он также воспринял оные (Евр. 2, 14)
Как человек, имеющий реальное тело, Он был обрезан по закону Моисееву (Лк. 2, 21), возрастал (Лк. 2, 42. 52; 3, 23), алкал и жаждал (Мф. 4, 2; 21, 18), вкушал пищу (Лк. 4, 2; 5, 29; Ин. 2, 2; 12, 2), подвергался утомлению (Ин. 4, 6), спал (Лк. 8, 23), страдал от телесных истязаний. Его руки и ноги были пробиты гвоздями, а тело пронзено копьем (Ин. 19, 17-18. 34). Он умер и был погребен (Лк. 23, 52). После Своего Воскресения Христос свидетельствует об истинности Своего тела: Посмотрите на руки Мои и на ноги Мои; это Я Сам; осяжите Меня и рассмотрите; ибо дух плоти и костей не имеет, как видите у Меня (Лк. 24, 39).
Священное Писание определенно говорит о человеческой душе Господа: о Его душевной радости (Ин. 11, 15. 41), о действии воли (Ин. 2, 13; Мф. 11, 21; Лк. 22, 42; Фил. 2, 8), о душевных страданиях перед крестной смертью (Мф. 26, 37-50; Лк. 22, 40-44). Прямо говорится о том, что Христос предает дух Свой Богу в момент смерти(Лк. 23, 46; Мф. 27, 50; Ин. 19, 30).
Сотериологические образы: Христос – Новый Адам и Христос – Исцелитель.
первый человек Адам стал душею живущею; а последний Адам есть дух животворящий… Первый человек – из земли, перстный; второй человек – Господь с неба. Каков перстный, таковы и перстные; и каков небесный, таковы и небесные. И как мы носили образ перстного, будем носить и образ небесного (1 Кор. 15, 45-49).
сщмч. Ириней Лионский: что Адам должен был исполнить, но не исполнил, за него исполнил Христос; всякая ошибка Адама была исправлена Христом; всякий грех Адама был уврачеван Христом. В научной литературе это учение свмч. Иринея получило название теории «рекапитуляции». Адам либо не совершил вовсе, либо совершил не так, как было заповедано Богом. Для исправления и уврачевания того, что было нарушено прародителями, Христос становится новым Адамом.
Адам и Ева, по учению сщмч. Иринея, находились в состоянии духовного младенчества, они не были обучены совершенному образу жизни. В этой необученности и заключалась причина грехопадения Адама и Евы. Однако Сын Божий пришел в мир, «восстанавливая (букв. “переоглавляя”) в себе все» Страдание Христа на кресте из послушания Богу Отцу было исправлением Адамова непослушания (Против ересей 5, 16, 3).
свт. Григорий Богослов:Христос прошел последовательно через все этапы человеческой жизни для того, чтобы на каждом этапе уврачевать грех. Второй Адам расплачивается за каждый долг первого Адама по отдельности
«...Все сошлось воедино ради всех и ради единого праотца: душа – за (душу), ослушавшуюся (Бога); плоть – за (плоть), покорившуюся душе и осужденную вместе с ней; Христос, Который сильнее и выше греха, за Адама, попавшего (под власть) греха. Ради этого новое пришло на смену ветхому и через страдание (Христа) воззван (ко спасению) пострадавший (Адам); и за каждый наш (долг) воздано особо Тем, Кто превыше нас, и человеколюбивое снисхождение (икономия) к падшему через неспослушание стало новым таинством. Ради этого рождение и Дева, ради этого ясли и Вифлеем: рождение вместо сотворения, Дева вместо женщины, Вифлеем вместо Эдема, ясли вместо рая, малое и видимое вместо великого и сокровенного... Ради этого дерево вместо дерева и руки вместо руки: вместо дерзко простертой – мужественно распростертые, вместо своевольной – пригвожденные (ко кресту), вместо извергшей Адама (из рая) – соединяющие воедино концы света. Ради этого высота – за падение, желчь – за вкушение, терновый венец – за обладание злом, смерть – за смерть, тьма – ради света, погребение – за возвращение в землю, и воскресение (Христа) – ради воскресения (Адама)» (Слово 2).
Этот сотерологический образ довольно яркий и привлекателен особенно тем, что противостоит юридической теории, которая не касается вопроса исцеления поврежденной грехом человеческой природы. Но этот образ зачастую противопоставляют и самому частому в Священном Писании образу Христа – Искупителя, пытаясь полностью его отринуть.
«Если кто говорит, что Христос стал совершен через дела... да будет анафема…»
На V Вселенском Соборе (12-й анафематизм) прозвучало общецерковное осуждение мнения о самосовершенствовании Христа, согласно которому Он будто бы «отдалялся от более дурного мало помалу, и таким образом, преуспевая в делах, улучшился, и путем жизни стал непорочен... и после Воскресения сделался неизменяемым в помышлениях и совершенно безгрешным».
Дата добавления: 2016-06-24; просмотров: 1037;