Образы Божественного обмана, Божественной хитрости.
свт. Григорий Нисский - человек в результате грехопадения оказался в рабстве у диавола; для того, чтобы искупить его, необходимо было заплатить диаволу компенсацию, выкуп; в качестве выкупа предложен был человек Иисус Христос; диавол принял Его в обмен на человечество, однако под «приманкой» человеческой природы Христа скрывался «крючок» Божества, Которое диавол не сумел удержать: так Бог обманул диавола (Большое огласительное слово)
свт. Григория БогословСын Божий соглашается быть и называться сыном человеческим, не изменяя того, чем Он был, – ибо это неизменяемо, – но восприняв то, чем не был, – ибо Он человеколюбив... Ради этого несмешиваемое смешивается – не только Бог с рождением, ум с плотью, вневременное с временем и неограничиваемое с мерой, но и рождение с девством, бесчестие с тем, что превыше всякой чести, бесстрастное со страданием, бессмертное с тленным. Ибо поскольку умудрившийся во зле (т.е. диавол) надеялся быть непобедимым, обманув нас надеждой на обожение, то сам обманывается приманкой плоти, чтобы, приступив к Адаму (т.е. человеку – Христу), встретить Бога. И таким образом новый Адам спас ветхого, и разрешено осуждение плоти, когда смерть была умерщвлена плотью» (Слово 39).
«прикрывшись отовсюду завесой... ибо нужно было, чтобы змий, почитающий себя мудрым, приблизившись к Адаму, неожиданно вместо него встретил Бога и о крепость Его сокрушил свою злобу».
«большее пусть почтено будет молчанием» (Слово 45).
КЕНОСИС
Это уничижение относится и к обеим природам Господа Иисуса Христа, и к Его Лица:
1) в отношении Его Божественной природы: для безграничного и всесовершенного Бога восприятие тварной ограниченной природы было добровольно воспринятым уничижением, умалением Его величия;
2) в отношении Его человеческой природы: будучи человеком совершенным, непорочным, непричастным первородному греху, Он воспринял образ раба (Флп. 2, 7), жил на земле в подобии плоти греховной (Рим. 8, 3), т.е. добровольно воспринял тленность человеческого естества, нуждался в пище, страдал от жажды, утомлялся, испытывал боль, когда Его истязали. Он претерпевал все это реально и в той мере, насколько это имело место в жизни людей после грехопадения.
3) в отношении Его Лица: Он был святым, непреклонным к личному греху, но претерпел оскорбления и бесчестия от людей как самый страшный преступник, вплоть до всенародного поношения и позорной смерти на Кресте.
И согласно этому образу, диавол именно вследствие такого уничижения (во всех трех смыслах) не разглядел в Иисусе Христе Сына Божия, Бога.
Недоумение неоплатоника Порфирия о способе Боговоплощения.«Тем более, если Иисус желал уверить, что Он – Человек выше человека…чтобы Его окружали огненные языки подобно тому, как Он сошел в виде огня на гору Синай, и весь Израиль это видел; тогда народ, увидев, поверил бы?»
Уничиженное состояние Сына Божия (во всех трех смыслах) можно объяснить и без образа Божественной хитрости. Мы уже говорили о цели Воплощения – а само соединение с человеческой, тварной природой есть уничижение для природы Божественной.
Христос совершал множество чудес, в основном исцелений и воскрешений, скорее по любви к людям, чем просто для уверения людей в Своем Божестве. Человек должен поверить в Божество Христа сам, а не под давлением неопровержимых доказательств с Его стороны.
Этот сотерологический образ довольно яркий, запоминающийся, но его нельзя догматизировать, им нельзя ограничиваться. Он совсем не объясняет смысл Воскресения и Вознесения, ибо в этих событиях диавол уже не является действующим лицом. Но этот образ хорошо дополняет образ Христа – Царя-победителя ада и диавола.
Господь Иисус Христос – истинный человек. Свидетельства Священного Писания о реальности Его плоти.
Дата добавления: 2016-06-24; просмотров: 1600;