Церковь земная и Церковь небесная. Почитание мощей святых и святых икон.
Православная экклезиология проводит различие между Церковью странствующей и Церковью торжествующей, которые различны по формам бытия своих членов, но, вопреки протестантскому мнению, не изолированы друг от друга полностью. И та, и другая составляют единое стадо единого Пастыря, единое тело, Глава которого – Христос. По словам Спасителя: Бог же не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы (Лк. 20, 38).
Апостол Павел обращается к своим современникам, членам земной Церкви: Но вы приступили к горе Сиону и ко граду Бога живого, к небесному Иерусалиму и тьмам Ангелов, к торжествующему собору и Церкви первенцев, написанных на небесах, и к Судии всех Богу, и к духам праведников, достигших совершенства (Евр. 12, 22-23).
Ходатайства святых за верующих, живущих на земле.
Церковь созидается на основании Апостолов и пророков (Еф. 2, 20). Пророки и апостолы не только были, но и остаются основаниями Церкви. Все, достигшие святости, занимают в Церкви особое положение. В Откр. 3, 12 сказано: Побеждающаго сделаю столпом в храме Бога Моего, то есть святые суть столпы Церкви. Находясь на небе, они продолжают пребывать в общении с верующими на земле. Святые – это, прежде всего, люди, стяжавшие любовь и, следовательно, они не могут не помогать тем, кто нуждается в их помощи, потому что любовь никогда не перестает, – говорит апостол Павел, – хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится (1 Кор. 13, 8).
О предстательстве святых за живущих на земле в Новом Завете не говорится. Но это никак не может служить основанием, как полагают протестанты, для отвержения этого древнейшего верования Церкви.
В Ветхом Завете многократно сообщается о предстательстве святых за живущих на земле. Например, пророк Иеремия говорит: И сказал мне Господь: хотя бы предстали пред лице Мое Моисей и Самуил, душа Моя не приклонится к народу сему (Иер. 15, 1).
VII Вселенский Собор постановил: «Если, кто не исповедует, что все святые, сущие от века и угодившие Богу, как до закона, так под законом и под благодатью, досточестны пред Ним по душе и по телу или не просят молитв святых, как имеющих позволение предстательствовать за мир по церковному преданию – анафема».
Cвятые для нас – пример для подражания. уже в Ветхом Завете говорится о прославлении Бога, дивного во святых своих (Пс.67, 36).
Почитание святых в Православной Церкви всегда христоцентрично.
Cвятой Иоанн Дамаскин. Он пишет, что святым следует поклоняться не по естеству, а потому что Бог прославил и сделал их страшными для врагов и благодетелями для приходящих к ним с верою. Поклоняемся им мы не как богам и благодетелям по естеству, но как рабам и сослужителям Божиим, имеющим дерзновение к Богу по любви своей к Нему. Поклоняемся им, потому что сам Царь относит к Себе почитание, когда видит, что почитают любимого Им человека не как Царя, но как послушного слугу и благорасположенного к Нему друга.
Дата добавления: 2016-06-24; просмотров: 957;