ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ РУССКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА
Русская публицистическая литература восходит к "Слову о законе и благодати" митрополита Иллариона (XI в.), обличительным произведениям Максима Грека (XVI в.) и Григория Котошихина (XVII в.). А с 1703 г. в Москве стала печататься первая русская газета "Ведомости". В основных чертах этот функциональный стиль русского языка складывается в XVIII-XIX вв.
Публицистический стиль призван обслуживать сферу общественно-экономических, социально-культурных и других общественных отношений, основные его функции – сообщение и воздействие. Публицистический стиль реализуется в политических выступлениях, в периодической печати, на радио и телевидении. Особенности языка публицистики определяются функциональной многоплановостью жанров публицистики и их стилистической неоднородностью. Кроме того, играет свою роль массовость адресата и оперативность современных СМИ.
Таким образом, для публицистического стиля характерны чередование стандарта и экспрессии, логического и образного, оценочного и доказательного и доходчивость изложения при информативной насыщенности.
Использования языковых средств здесь определяется их возможностями эффективно и целеустремленно воздействовать на массовую аудиторию. Именно поэтому публицистика отличается открытой полемичностью, призывностью, оценочностью. Социальная оценочность языковых средств – яркая черта данного стиля, каждый чувствует ее в таких словах и выражениях, как: подачка общественному мнению, критическая ситуация, вдохновенный, братский, продажный, головокружительный, помыслы, пособничество, словеса и т.д. Стремление к новизне выражения проявляется в привлечении слов и выражений из различных пластов языка. В современной публицистике нет запрета на совмещение единиц высокой книжной лексики (гордыня, смятение, личина, зачинатель, плеяда, неофит, вожделение, коллизия, превозмочь, восславить, востребовать, низвергнуть, немощный, недосягаемый, неизмеримо, невыразимо) и разговорной, сниженной, жаргонной и даже просторечной лексики (перегиб, шумиха, показуха, оборонка, крутой, за бугром, бабки, кайф, зелёные, ан нет, клюнуть, фирмач, разборка, наезжать).
Еще одно свойство публицистического текста – его диалогизация. Автор обращается к читателю или слушателю со своими собственными мыслями, чувствами, оценками, поэтому в тексте всего проявляется авторское "я".
Особая роль в публицистике отводится заголовкам и названиям рубрик.
С другой стороны, в публицистике рядом с экспрессивными, выразительными, эмоционально воздействующими единицами употребляются и стандартные, или клишированные, средства языка: иметь значение, нуждаться в поправках, курс реформ, негативные последствия, обратить внимание и т.д.
В публицистике весьма ощутимы тенденции к расширению и обобщению значения слова (в частности, специальной лексики, терминов), а также связанная с этим метафоризация, то есть переосмысление слова (перестройка, духовность, подвижка, прорыв, гласность). Следует отметить и такое явление, как широкое использование иноязычной лексики. Именно СМИ стали основным проводником заимствованных слов в языковой обиход современной России: саммит, коррумпированный, конверсия, имиджмейкер, электорат, суверенитет, брифинг, масс-медиа, мониторинг, спонсор, киллер, ток-шоу, топ-модель, вестерн, триллер, андеграунд и т.д.
* * *
Функциональные стили дифференцируются по жанрам. Жанр – это своеобразный смысловой стержень целой группы произведений. Система жанров современной публицистики представлена следующими разновидностями: заметка, очерк, репортаж, интервью. рецензия, корреспонденция. статья.
· Найдите стилевые черты, которые противопоставляют эти тексты записям устной речи, приведенным в §2 первой главы.
· Текст 1:
Старушка украла жестяной чайник, стоимостью дешевле пятидесяти копеек... Защитником старушки выступил Фёдор Никифорович Плевако (1842-1909). Прокурор решил заранее парализовать влияние защитительной речи и сам высказал всё, что можно было сказать в защиту старушки: бедная старушка, горькая нужда, кража незначительная, подсудимая вызывает не негодование, а только жалость. Но – собственность священна, всё наше гражданское благоустройство держится на собственности, если мы позволим людям потрясать её, страна погибнет.
Поднялся Плевако:
– Много бед, много испытаний пришлось претерпеть России за её больше чем тысячелетнее существование. Печенеги терзали её, половцы, татары, поляки. Двунадесять языков обрушилось на неё, взяли Москву. Всё вытерпела, всё преодолела Россия... Но теперь... Старушка украла чайник ценою с тридцать копеек. Этого Россия, уж конечно, не выдержит, от этого она погибнет...
Оправдали.
Вересаев В.В. Невыдуманные рассказы о прошлом.
· Текст 2:
ЧТО ТАКОЕ УНИВЕРСИТЕТ?
Университет – это община ученых. Это не детский сад, не клуб, не реформаторий; это не политическая партия и не агентство по пропаганде. Университет – община ученых.
Ученые, составляющие эту общину, были избраны своими предшественниками, потому что оказались наиболее подходящими для изучения и преподавания той или иной области знания. Лучший университет тот, в котором наибольшая часть ученых являются самой компетентной в выбранных ими отраслях науки.
До известной степени возможности университета привлекать наилучших ученых ограничиваются тем вознаграждением, которое он в состоянии предложить. В известной мере они зависят от условий библиотек и лабораторий. Но известно, что великие ученые жертвовали материальными и другими благами ради одного совершенно неотъемлемого для них призвания – свободы.
Без свободы исследований, свободы суждений и свободы преподавания университет не может существовать. Без этих свобод университет становится политической партией или агентством по пропаганде. Он перестает быть университетом.
Роберт М. Хетчинс.
· Текст 3:
Вот и замкнулся очередной виток спирали. И, естественно, на новом уровне. Заседание третьей российской Думы открывает Егор Лигачев. Тот самый, кто заклеймил десять лет назад Бориса Ельцина известной фразой: «Борис, ты не прав!» Сегодня тот же человек, по сути – непримиримый враг первого президента, ведет заседание Думы – детища Ельцина.
Борис Николаевич ушел из власти, и внешне всё выглядит как победа тоталитаризма над демократией. Но это лишь видимость, так как Лигачев открыл заседание Думы и провел его с использованием всех демократических процедур. Он забыл даже то, что слово «Дума» было для политбюро ЦК КПССС ругательным. Не значит ли это, что коммунизм окончательно прзнал свое поражение в России?
А интрига с дележом портфелей в новой Госдуме близка к развязке. Место спикера и на этот раз должно остаться за Г.Селезневым. Его переизбрание выгодно Кремлю. Это позволяет сгладит впечатление от проигрыша на выборах губернатора Подмосковья, когда поддержка В.Путина не стала для кандидата гарантией победы. Аргументы и факты, № 3, янв. 2000 г.
Дата добавления: 2016-06-13; просмотров: 1089;