Алфавит языка Pascal
Алфавит языка программирования (ЯП) представляет собой набор неделимых конструкций, которые рассматриваются компилятором как единое целое.
Алфавит языка Паскаль состоит из следующих элементов:
1) английские и русские заглавные и строчные буквы
А, В … Z, a, b …z А,Б,…Я, а,б,…я.
Не делается различия между заглавными и строчными буквами (если только они не являются данными литерного типа и не входят в состав комментария). Буквы используются главным образом для записи идентификаторов (имен различных программных объектов);
2) десятичные арабские цифры 0,1,…9. Они используются для представления числовых данных, для записи меток и в составе идентификаторов;
3) специальные символы:
из одного символа + - * / , ' . : ; < > ( ) [ ] { } ^ @ $ #
из двух элементов <> <= >= := (* *) (. .)
В программе эти пары символов нельзя разделять пробелами, если они используются как знаки операций отношения или ограничители комментария. Символы (. и .) могут употребляться соответственно вместо символов [ и ].
Они представляют собой знаки арифметических операций, знаки операций сравнения, разделители и т.д.
Особое место в алфавите языка занимают пробелы, к которым относятся любые ASCII-символы в диапазоне кодов от 0 до 32. Эти символы рассматриваются как ограничители идентификаторов, констант, чисел, зарезервированных слов. Несколько следующих друг за другом пробелов считаются одним пробелом (последнее не относится к строковым константам).
К специальным символам относятся и служебные слова, называемые также ключевыми или зарезервированными словами. В качестве этих символов используются подходящие слова из английского языка.
Следующие слова в Турбо-Паскале являются служебными:
and end nil shr
asm file not string
array for object then
begin function of to
case goto or type
const if packed unit
constructor implementation procedure until
destructor in program uses
div inline record var
do interface repeat while
downto label set with
else mod shl xor
У каждого служебного слова имеется вполне определенное предназначение. Одни используются для обозначения некоторых операций, другие – для спецификации свойств программных объектов, третьи – для записи операторов и т.д. Они придают тексту программы более «читабельный» вид, приближая его к тексту, написанному на естественном английском языке. Служебные слова запрещается использовать в качестве идентификаторов.
Стандартные директивы первоначально связаны с некоторыми стандартными объявлениями в программе. К стандартным директивам относятся:
absolute far near
assembler forward private
external interrupt virtual
Как и зарезервированные слова, стандартные директивы в окне редактора Турбо Паскаль выделяются цветом, тем не менее возможно переопределить любую стандартную директиву, т.е. объявить одноименный идентификатор. Стандартные директивы private и virtual действуют только в пределах объявления объектов.
Комментарии. Комментарий служит для пояснения программы или ее частей. Комментарий – это последовательность символов, ограниченная слева парой символов «(*» и справа парой символов «*)». В качестве ограничителей комментария можно также использовать символы «{», «}».
При выполнении программы комментарии игнорируются и не влияют на решение задачи. Их можно вставлять в любое место программы, где допускается пробел.
Идентификаторы.
Идентификаторы в Турбо Паскале – это имена констант, переменных, меток, типов, объектов, процедур, функций, модулей, программ и полей в записях. Идентификаторы могут иметь произвольную длину, но значащими (уникальными в области определения) являются только первые 63 символа.
Идентификатор всегда начинается буквой, за которой могут следовать буквы и цифры. Пробелы и специальные символы не могут входить в идентификатор.
Константы.Константы – это величины, которые не меняют своего значения в процессе выполнения программы. Константы описываются в разделе, начинающемся ключевым словом CONST. Константа может быть числовой или литерной (строкой символов). Раздел констант имеет следующую форму записи:
const имя константы = значение;
Примеры.
Const
Pi = 3.14;
nn = 1000;
nn1 = -nn;
mx = 1.7e12;
sp = ‘*****’;
ln = nn + pi;
В качестве констант могут использоваться целые и вещественные числа, логические константы, символы, строки символов, конструкторы множеств и признак неопределенного указателя NIL.
Целые числа записываются со знаком или без знака по обычным правилам и могут иметь значение от -2147483648 до 2147483647.
Вещественные числа записываются со знаком или без него с использованием десятичной точки и / или экспоненциальной части. Экспоненциальная часть начинается символом e или E, за которым могут следовать знак + или – и десятичный порядок. Символ e (E) означает десятичный порядок и имеет смысл «умножить на 10 в степени». Например:
2.5E5 – 2.5 умножить на 10 в степени 5;
-12E-3 – минус 12 умножить на 10 в степени минус 3.
Логическая константа – это либо слово false либо true (ложь или истина).
Символьная константа – любой символ, заключенный в апострофы. Например:
‘Z’ ‘s’ ‘!’ ‘6’
Строковая константа – любая последовательность символов, заключенная в апострофы. Если в строке надо указать сам символ апострофа, то он удваивается:
‘Это - строка символов’
‘That’’s string’
Конструктор множества – список элементов множества, обрамленных квадратными скобками, например:
[1, 2, 3, 4, 5]
[1..10]
[blue, red, green]
Метки. Метки представляют собой числа от 0 до 9999 включительно или идентификаторы. Метки объявляются в программе в разделе, начинающемся ключевым словом label:
Label метка 1, метка 2…;
Примеры.
Label
1, 5, 20, aa;
Метка в программе располагается перед оператором и отделяется от него двоеточием. Например:
5: А := В*С;
Определение типов. В разделе type описывают новые типы, которые создают из стандартных типов:
type имя типа = описание типа;
Примеры.
Ds = 1..20;
Mas = array [1..10] of real;
Int = integer;
Days = (mon, tues, wed, thurs,, fri, sat, sund);
Переменные. Переменные – это величины, которые могут менять свои значения в процессе выполнения программы. Каждая переменная должна быть описана в программе в специальном разделе, начинающемся ключевым словом var:
Var
имя переменной 1, имя переменной 2, …: имя типа;
Например:
Var
a,b,x : real;
l, l1, l1 : boolean;
i, j, m : integer;
s, p : char;
k, q : array [1..3, 1..4] of integer;
Дата добавления: 2017-01-29; просмотров: 3559;