Роль исправления ошибок в рисунке ученика рукой учителя
Личная поправка рисунка ученика преподавателем имеет большое образовательное значение. Ученик видит, как можно исправить именно его рисунок. Наблюдая, как преподаватель работает в его альбоме, ученик впитывает все детали этого процесса, и потом уже сам старается делать так, как сказал педагог.
Художники-педагоги должны приобрести достаточный опыт в педагогическом рисовании объектов, предусмотренных школьной программой. Необходимо уделить серьезное внимание работе доске, на белой бумаге гуашью, чтобы выработать навыки работы на вертикальной плоскости над изображениями больших размеров (педагогическое рисование), а также выполнению стилизованных рисунков, а главное, делать изображения различных предметов в верной методической последовательности и уметь точно объяснять каждый шаг. Процесс построения рисунка рукой педагога должен быть хорошо согласован с ходом изложения учебного материала. Главным в данном случае должны быть пояснения педагога, рисунок лишь дополняет слова.
Каждый этап работы над рисунком следует рассматривать как определенный комплекс учебных задач.Последовательность этапов работы внимательно продумывается педагогом. Во-первых, выделяются наиболее важные моменты построения изображения и, во-вторых, устанавливается их очередность, чтобы у школьника выработалась определенная система работы над рисунком. Рисунки выполняются очень четко и ясно. В рисунках не должно быть манерных росчерков, эффектно брошенных штрихов, которые затрудняют выявление закономерностей строения формы. Не следует бояться «сухости» рисунка, иногда целесообразно даже несколько упростить форму, сделать её более наглядной и ясной.
Главное качество педагогического рисунка - это лаконичность изображения, простота и ясность его. Скупыми средствами графического языка учитель дает возможность детям ясно понять и представить сказанное. Рисунки на классной доске должны передать самую главную мысль учителя, опуская все случайное и второстепенное. Простота и лаконичность изображения диктуются, прежде всего, необходимостью быстрого исполнения рисунка. Например, когда осваивается изображение человека в движении, вполне достаточно дать упрощенные схемы закономерностей движения фигуры человека, при объяснении особенностей строения и характера форм деревьев тоже можно ограничиться лаконичными рисунками. На такие рисунки учитель затрачивает не более одной - двух минут. Некоторые педагоги стараются дать по возможности законченный рисунок, в результате они затрачивают на него по 10-15 минут, отнимая у детей и без того ограниченное учебное время.
Чтобы овладеть педагогическим рисунком и понять его специфику, нужна большая тренировка.
Однако методика наглядной демонстрации техники исполнения должна быть очень продуманной и тонкой. Искусство преподавания состоит в том, чтобы уметь почувствовать, что и в какой форме, что надо показать ученику, уметь продемонстрировать это так, чтобы ученик двигался вперед, верил в свои силы, а не был подавлен учителем. В практике мы иногда наблюдаем, как учитель рисования выступает перед учеником в роли «маэстро», перестает обучать, увлеченным своим искусством.
Наглядный показ приемов работы, способов передачи объема предметов в рисунке и живописи должен быть доступен ученику, и для этого преподавателю надо хорошо знать возрастные особенности детей, их возможности.
Совершенствуя методику работы в общеобразовательной школе, где к изобразительной деятельности приобщаются все учащиеся, а не особо одаренные, учителю рисования необходимо строить свои занятия так, чтобы каждый ученик встречал их с чувством радости. Надо стремиться к тому, чтобы каждый ученик мог сказать о своем учителе так, как говорил о Ференце Листе Л. Зилоти: «Он был каким-то солнцем, когда стоял среди нас; чувство было такое, что раз он с нами, нам весь мир ничто, и каждый раз от него мы уходили счастливые, радостные, с сияющими лицами, и наши губы сами собой расплывались в восторженную улыбку».
ВОПРОС № 11.
Планирование учебной работы по изобразительному искусству. Программа. Календарно-тематический план. Поурочное планирование. Составление планов-конспектов на различные виды уроков по ИЗО искусству.
1 этап. Предварительная подготовка учителя:
изучение специальной методической и педагогической литературы,
изучение программы по своему предмету,
изучение учебника и учебных пособий по своему редмету,
учитель должен знать программы по смежным предметам,
изучение опыта других учителей.
2 этап. Составление тематического плана года, четверти, где должно быть в краткой форме в виде таблицы отражены тема, задание, графическое решение, материалы, зрительный, литературный, музыкальный ряд, домашнее задание по всем урокам. По форме календарно-тематические планы бывают текстовые, иллюстрированные и комбинированные
3этап. Непосредственная подготовка учителя
подготовка наглядных пособий используемых на уроке.
написание конспекта урока. Содержание плана-конспекта:
Предмет:
Класс:
Тема урока и номер по календарно-тематическому плану :
Тип урока: (комбинированный - изучение новых знаний, формирование новых умений,
обобщение и систематизация изученного, контроль и коррекция знаний и умений, практическое применение знаний, умений).
Вид занятия (беседа, тематическое рисование, бумагопластика, дпи и т.д.)
Цель урока (из программы)
Задачи конкретного урока: (развивающая, воспитательная, образовательная)
Формы организации учебной деятельности: (фронтальная, групповая, индивидуальная)
Материал и пособия для ученика:
Материал и пособия для учителя:
Раздаточный материал
Ход урока (с планированием времени)
Оргмомент.
Ввод в тему. Сообщение темы, цели, плана урока
Усвоение новых знаний.
Закрепление знаний.
Обобщение и систематизация знаний.
Контроль и самопроверка знаний.
Подведение итогов урока.
Домашнее задание.
В описании урока каждый структурный элемент наполняется содержанием, в нем указываются использование учителем методы обучения. Вид конспекта и его составляющие зависят от вида урока и методов обучения используемых учителем на уроке. Также конспект может быть полным и кратким, в виде таблицы.
Дата добавления: 2016-05-05; просмотров: 2942;