Авторская технология преподавания литературы «Учителя года России - 94» М.А. Нянковского

Ценность школы равняется ценности ее учителя.

А. Дистервег

Нянковский Михаил Александрович(р. 1962) – преподаватель литературы средней общеобразовательной школы с углубленным изучением отдельных предметов «Провинциальный колледж».

Им разработана система теоретико-литературных представлений, которой по мере историко-литературного изучения русской и западноевропейской классики должны овладеть учащиеся. Общий принцип изучения теории литературы – овладение терминологией и навыками анализа различных уровней художест­венного произведения: от интерпретации событийной организации произведе­ния (сюжетный уровень) – к постижению особенностей взаимодействия персо­нажей (система образов) – через анализ принципов предметной детализации (уровень детали) – к рассмотрению речевых механизмов произведения (уро­вень художественной речи). Значительное внимание уделяется пространствен­но-временной организации текста.

В 10 классе отрабатываются ро­довые признаки эпоса, лирики и драмы, своеобразие и разновидности литера­турных жанров (особенно жанра романа, как наиболее активно развивающегося в данный период). Через постижение структуры художественного текста учащиеся приводятся к пониманию нравственно-этической, философской, рели­гиозной, идеологической проблематики, к выявлению способов выражения ав­торской позиции, к осознанию таких важных черт русской классической литературы, как гуманизм, патриотизм, отрицание насилия, идея сострадания, мило­сердия и т.д.

Структура курса литературы 11 класса подвергнута более серьезной пере­работке. Уменьшается удельный вес историко-хронологического изучения лите­ратуры XX века. В основе тематических блоков программы лежат типологиче­ские разновидности литературы (литература реализма, литература модернизма, литература постмодернизма и т.д.). В основу классификации ли­тературных явлений положены не идеологические, а общекультурные и стиле­вые принципы. Подобный подход позволяет избежать непродуманных идеологических оценок того или иного социально-исторического явления, отраженного в литературе, и сосредоточить внимание собственно на художественных текстах. Изучается, таким образом, не общест­венно-политическая действительность (это задача курса истории), а реальность самой литературы, живущей по своим, эстетическим законам, во многом отлич­ным от законов социальных.

Отечественный литературный процесс дается в общеми­ровом контексте. Параллельно с произведениями русских авторов изучается ряд явлений западных литератур (литература экспрессионизма, экзистенциализма, проза «потерянного поколения», драма абсурда и др.) Литература русского зару­бежья изучается как полноправная часть отечественной культуры.

Связь литературы с другими областями духовной жизни человечества оп­ределяет многочисленные межпредметные связи:

– с курсами МХК (образы мировой культуры в творчестве Мандельшта­ма, А. Платонов и П. Филонов, футуристы и русская живопись начала XX века, эстетика карнавала в романе «Мастер и Маргарита»);

– основами философии (символизм и идеи В. Соловьева, экзистенциали­стские идеи в творчестве А. Камю);

– с историей религии (интерпретация библейского сюжета в романе Бул­гакова, библейские образы у Платонова, образ Христа у Блока и Ахматовой).

 








Дата добавления: 2016-05-11; просмотров: 1828;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.004 сек.