Методы воспитания раскрываются как пути или способы достижения поставленной цели
Содержанием воспитательного процесса на уроках ИЗО должны стать:
• духовный диалог культур и личностей, а не «чистое» искусствоведческое, теоретическое знание, оторванное от его носителя;
• художественно-творческая деятельность ребенка как жизнь в искусстве;
• творение себя как личности, взгляд в себя;
• в центре — не столько само произведение искусства, сколько переживание, отношение к нему, духовное постижение художественного образа.
Нравственные и духовные состояния и изменения, которые возникают в детях, — это главное поле и главный результат творческой деятельности учителя на уроке ИЗО
Искусство всегда идет впереди науки и философии в поисках единых форм познания жизни, в поисках смысла жизни и самого человека.
Художественная деятельность является преобладающим первоначальным способом освоения мира ребенком, и здесь альтернативы искусству нет.
Обучить мировоззрению, духовности, нравственности, творчеству невозможно. Искусство нельзя «вложить» в сознание, им нельзя «вооружить» его можно только переживать.
Научить переживать и сопереживать — это центр всей воспитательной работы с помощью искусства. Это означает переход от содержания, как суммы, к содержанию как живому во всем многообразии и богатстве, как смыслу.
Не задание, пример, упражнение, — а духовная работа через творчество и диалог.
Не подача материала в готовом виде — но поиски смысла.
«Вход» в искусство — его художественный образ.
ПРОБЛЕМЫ
Сейчас нет другой области педагогики, в которой наблюдался бы такой разрыв между возможностями и результатами, как в художественно-эстетическом воспитании детей в процессе преподавания художественных дисциплин.
Бессистемность, отсутствие творческой деятельности детей и единых принципов преподавания.
На изобразительное искусство и музыку в начальной школе отводится
7% учебного времени, в последующих классах — 3%. В старших классах (в период нравственных исканий, активного формирования мировоззрения и самосознания, обострения потребности в идеалах) — этих предметов вообще нет.
Главный порок школьного художественно-эстетического цикла, основная причина его бесплодности заключается в том, что искусство преподавалось и преподается не как искусство.
Содержание и методы преподавания заимствуются из области естественных наук. Из-за чего занятия искусством оказываются лишенными личностного смысла, а духовный опыт, который хранит искусство, оказывается недоступным ребенку. Поэтому даже примитивные умения и навыки, которым, казалось бы, учебные программы уделяют преобладающее внимание, практически не осваиваются.
Таким образом, предметы, способные развивать чувственное восприятие и эмоциональный мир ребенка, учить его не отрывать восприятие явлений жизни от их эмоционально-нравственной оценки, видеть мир целостно и не отделять самого себя от окружающей действительности практически оказались выключенными из процесса формирования личности детей.
С этим же связан опасный перекос в психическом развитии: явления «эмоциональной тупости», утилитарное отношение к жизни, столь характерные ныне для многих людей. В результате выпускники школы (кроме немногих, кто специальными занятиями восполнил брак общего образования) остаются нравственно и эстетически неразвитыми. Среди выпускников школ, обнаруживающих более или менее развитые художественно-эстетические потребности, не более 5%!
ВОПРОС № 8
Психология школьной отметки и оценки на уроках ИЗО, их воспитательное значение. Диагностический, предупреждающий, текущий, итоговый контроль. Преодоление формализма в оценке деятельности учащихся и учителя.
При традиционном обучении контролю со стороны учителя подвергается лишь некоторый конечный результат, но не сам ход учебной деятельности.Оценка - это определение и выражение в балах (отметка), а также в оценочных ситуациях учителя степени усвоения учащимися знаний, умений и навыков, установленных программой.
За что выставляется оценка?
¾ За самостоятельную работу, являющуюся итогом изобразительной деятельности ребенка на уроке (что встречается чаще всего),
¾ за выполнение разного рода промежуточных работ,
¾ за активную работу на уроке,
¾ за теоретические знания по предмету и т. д.
Оценка предусматривает постепенное системное овладение содержанием предмета. Стало быть, планируя педагогический процесс, учитель знает, на каком уроке он может требовать овладения определенными знаниями, умениями и навыками, а на каком такие требования будут преждевременны. Очень полезно для создания системы требований к знаниям, умениям и навыкам учащихся сделать таблицу, в которой (в соответствии с предлагаемыми требованиями программы, по которой работает учитель) будет отражена последовательность новых знаний. Особо хочется отметить тот факт, что невозможно оценить обучение чему-либо, если такового на уроке не было.
Дата добавления: 2016-05-05; просмотров: 1133;