Целевые направления преподавания ИЗО в начальной, основной и старшей школе

} Начальная школа - Почувствовать искусство

(воспитание эмоциональной отзывчивости детей как введение в культуру чувств).

 

} Основная школа - Узнать искусство

(Формирование первых основ художественной культуры подростков).

 

} Старшая школа - Осмыслить искусство

(оформление духовно-нравственной и эстетической культуры юношества)

 

Общечеловеческое, национальное и индивидуальное в преподавании изобразительного искусства

В содержании образования по изобразительному искусству отражено:

общечеловеческое

формирование толерантного отношения к иным культурам;

приобретение начальной компетентности слушателя, зрителя, юного художника;

способность различать позитивные и негативные влияния в культуре;

национальное

повышение роли гражданско-патриотического воспитания; знакомство с традиционным русским искусством, его истоками, видами, ценностными ориентирами

региональные компоненты, включение знаний и навыков малых культур

индивидуальное

интеграция полученных знаний в собственной художественно-творческой деятельности;

умение организовать свой культурный досуг.

ВОПРОС № 2

Методы преподавания изобразительного искусства в Древнем Египте и Древней Греции. Вклад художников эпохи Возрождения в теорию и методику обучения изобразительному искусству.

Древний Египет

· Специальная художественная школа впервые сформировалась в Древнем Египте. Египтяне установили законы изображения и начали обучать им будущих художников. Главной темой произведений египетских художников была человеческая фигура. Измерение частей тела производилось с математической точностью. Эта система позволяла по одной части определить целое или размер других частей. Единицей измерения в древнеегипетском каноне пропорций служила длина среднего пальца руки, вытянутой вдоль бедра. Фигура разделялась на 19 равных частей. Предписаны были все подробности изображения: ширина носа, глаз, рта, ширина и толщина груди, толщина руки в разных местах- т.е. для всех частей тела была определена точная величина. Изображения фигур в египетском искусстве имели четко очерченный контур. Фон обычно оставался белым. Были установлены правила и каноны изображения стоящего человека, идущего, сидящего, коленопреклоненного, присевшего на корточки и т. д. Были также созданы они и для рисования цветка лотоса, священных животных.

· Девочки, вероятно, никогда не посещали школу – они довольствовались домашним обучением. Мальчики же учились порядка 12 лет. Ребенок, прежде всего, учился читать, писать и считать. Папирус был слишком дорог, чтобы давать школьникам, поэтому практиковались дети на полированных пластинках известняка, разграфленного в линейку или в клетку. Затем повзрослевшему ученику доверяли чистый папирус, на котором он кисточкой красными и черными чернилами переписывал из “учебника” какие-либо религиозные тексты. Каждый писец обучался и рисованию, поэтому он рисовал и рисунки. Рисовали египтяне углем, кистью, а также выцарапывали металлическими штифтами (палочками) рисунок на глиняных досках, на камне и на стене по сырой штукатурке. Позднее к этим материалам прибавилось тростниковое перо. Ученики работали в основном на глиняных досках и на папирусе. Рисунок, был линейный, без тоновой прокладки формы (без прокладки теней). В Древнем Египте рисование и черчение были включены в круг общеобразовательных предметов. Метод и система обучения у всех художников-педагогов были едиными, ибо каноны предписывали строжайшее соблюдение всех норм и правил. Несмотря на то что в школы принимались привилегированные лица, система воспитания и обучения была предельно строгой и даже жесткой: за малейшее отступление от предписанных правил, неточное выполнение канона ученика строго наказывали, вплоть до избиения палками.

· Необходимо сказать несколько слов о методических пособиях по рисованию. В процессе обучения правилам рисования учитель постоянно пользовался специальными методическими таблицами, на которых наглядно раскрывался процесс построения изображения. Возможно, эти таблицы педагог рисовал сам, возможно, — с помощью старших учеников. Постепенно в школе накапливались целые сборники таких таблиц и альбомы рисунков. Эти альбомы являлись своеобразными учебниками, которые давали наставления ученикам и художникам-педагогам.

· Ведущей школой Древнего царства была Мемфисская придворная школа архитекторов и скульпторов.


Античная Греция

· К концу 5 века до н.э. в Афинах не было ни одного свободного человека, который бы не умел писать и читать. В это же время стали организовываться школы. Афиняне считали необходимым дать ребенку интеллектуальное, музыкальное и физическое воспитание. Ставя во главу изобразительного искусства образ человека, греческие художники наблюдали и изучали человеческое тело во всех его деталях. Используя традицию построения изображения человеческой фигуры по канонам, греческие художники выдвинули новую проблему в искусстве и удачно решили ее в своих творениях. Они утверждали, что в мире царит строгая закономерность и сущность прекрасного заключается в стройном порядке, в симметрии, в гармонии частей и целого, в правильных математических отношениях.

· В 432 году до н. э. в Сикионе скульптор Поликлет написал сочинение о пропорциональной закономерности частей человеческого тела.По отношению к росту голова составляла одну седьмую часть, лицо и кисть руки — одну десятую, ступня — одну шестую. Скульптор написал теоретический трактат под названием «Канон» (что значит «правило»), где изложил свои мысли о наиболее гармоничных пропорциях человеческой фигуры, как бы установленных для нее самой природой.

· IV веку до н. э. в Греции существовало уже несколько прославленных школ рисунка: Сикионская, Эфесская, Фиванская. Эти школы имели различные методические установки.

Фиванская школа, основателем которой был Аристид, или Никомах, большое значение придавала светотеневым эффектам, передаче жизненных ощущений и иллюзии.

Эфесская школа, создателем которой считается Эфранор из Коринфа (по другим источникам —Зевксис), основывалась на «чувственном восприятии природы и на внешней красоте». Эта школа стремилась к иллюзии, но была «небезукоризненна в рисунке».

Сикионская школа, основанная Эвпомпом, базировалась на научных данных естествознания и строго придерживалась законов природы. В этой школе требовалась «величайшая точность и строгость рисунка».

· Самой крупной фигурой не только Сикионской школы, но и всего античного искусства был Апеллес (356—308 годы до н. э.). Этот художник достиг наивысшей славы среди всех художников древности, впоследствии его имя стало нарицательным среди художников и теоретиков искусства. Всем основным положениям изобразительного искусства Апеллес стремился дать научное обоснование. Как утверждают историки, им было написано несколько книг о правилах своего искусства. Обучение он начинал с освоения технологии и техники рисунка и живописи. Его воспитанники учились растирать краски, знакомились с техникой работы и основательно изучали рисунок. Рисунок был главным учебным предметом, им занимались ежедневно. рисунок по памяти играл у Апеллеса важную роль. И, видимо, входил в систему обучения молодых художников.

· В процессе рисования с натуры греческие художники изучали и анатомию. Искусство античного мира по сравнению с египетским обогатилось новыми принципами и методами построения изображения, а вместе с тем и новыми методами обучения. Греческие художники впервые в истории развития учебного рисунка ввели в употребление светотень и дали образцы перспективного построения изображения на плоскости, заложив основы реалистического рисования с натуры.

 

Возрождение

Возрождения открывает новую эру не только в истории развития изобразительного искусства, но и в области методов обучения рисованию.

Несколько слов о постановке обучения изобразитель­ному искусству. Мальчика 10—12-ти лет родители отдавали для обучения к какому-нибудь мастеру, и он с первых же дней начинал знакомиться с ремеслом своего учителя. К 18-ти годам ученик становился подмастерьем. Теперь учитель мог доверить ученику исполнение отдельных час­тей заказных работ. После 6—8 лет обучения ученик мог оставаться в каче­стве помощника у своего учителя, но мог и перейти к другому мастеру. Кроме того, ученик имел право, также по личному усмотрению, менять мастерскую и даже специаль­ность—стать гравером, живописцем, скульптором. У наиболее крупных художников воспитанники изучали ювелирное дело, литературу, математику, скульптуру, живо­пись и архитектуру. Основой всех наук был рисунок, обу­чение которому шло по строгой системе. Вначале ученики рисовали на буковых дощечках, затем их посвящали в тайны простейшей живописной техники: учили растирать краски, изготовлять левкас, готовить деревянную доску для стан­ковой картины или стену под фреску. После этого доверяли грунтовку и нанесение фона. Таким образом, обучение изобразительному искусству было построено на практической основе, на непосредственном творческом общении молодежи с художником-педагогом, роль и ответственность которого постоянно возрастали. Необходимо также заметить, что успевающие ученики получали от мастера денежную плату. Некоторые из них даже хорошо зарабатывали.Мастерские этого времени не похожи на мелкие ремесленные мастерские, где ученики были скорее прислугой. Художественные мастерские эпохи Возрождения — боттеги — были своеобразными научными лабораториями.

· Необходимо охарактеризовать специфику содержания основных трудов эпохи Возрождения. Первый по времени научный труд— «Трактат о живописи»—принадлежит Ченнино Ченнини. Следующая по времени работа о рисунке—«Три книги о живописи», созданная величайшим флорентийским зодчим Леоном Баттистой Альберти. Следующей по времени работой в области теории рисунка является «Книга о живописи» Леонардо да Винчи. Не менее важны и интересны труды Альбрехта Дюрера (1471—1528) «Руководство к измерению циркулем и линейкой», 1525 год. «Руководство по укреплению городов, замков и крепостей», 1527 год. «Четыре книги о пропорциях», 1528 год. Трактаты. Дневники. Письма.

Подводя итоги деятельности художников эпохи Возрождения, необходимо в первую очередь отметить ту колоссальную работу, которую они проделали в области научно-теоретического обоснования искусства рисования. Их труды в области перспективы помогли художникам справиться с труднейшей проблемой построения трехмерной формы предметов на плоскости. Много внимания уделяли также изучению пластической анатомии. Почти всех рисо­вальщиков интересовали законы пропорционального соот­ношения частей человеческого тела. Положив в основу изоб­разительного искусства дан­ные науки, художники Воз­рождения особое внимание уделили рисунку. Рисунок, заявляли они, содержит в себе все самое главное, что требуется для успешной творческой работы. Однако следует отметить, что художники эпохи Воз­рождения мало касались вопросов дидактики, почти не связывали дидактические проблемы с вопросами изоб­разительного искусства. Эту важную работу начали про­водить академии художеств, открывшиеся в конце XVI ве­ка в ряде зарубежных стран.

ВОПРОС № 3








Дата добавления: 2016-05-05; просмотров: 1449;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.009 сек.