Требования к уроку.
Урок должен соответствовать всем принципам обучения. И реализовывать триединую цель обучения.
Научность обучения: изучаемый материал должен быть связан с жизнью, соответствовать современному уровню развития науки, методы обучения должны соответствовать современным требованиям.
Развивающий характер обучения. Развитие умственных способностей. Воспитательные задачи. Возбуждение интереса учащихся к учебному материалу.
Степень трудности изучаемого материала. Последовательность и систематичность в изложении. Формирование Умений и Навыков. Систематический и планомерный учет и контроль качества усвоения учебного материала. Соблюдение требований учебной гигиены и режима дня школьников.
ВОПРОС № 12
Программы для общеобразовательной школы, утвержденные грифом УМО, разработанные под руководством В.С. Кузина, Б.М Неменского, Т.Я. Шпикаловой. Сравнительный анализ концепции и задач, принципов, заложенных в основу программ, основных видов деятельности и учебно-методического обеспечения.
Изобразительное искусство и художественный труд (1-9 классы). Рук. и редакц. Б. М. Неменского. | «Изобразительное искусство», авт. В. С. Кузин и др. | «Изобразительное искусство», авт. Т. Я. Шпикалова и др. | |
Цели | Формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, созданной многими поколениями. | Развитие у детей изобразительных способностей, художественного вкуса, творческого воображения, пространственного мышления, эстетических чувств и понимания прекрасного. | Развитие личности на основе высших гуманистических ценностей средствами отечественного и мирового искусства. |
Содержание и средства | Представляет целостную систему введения в художественную культуру, включающую изучение всех основных видов пластических искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура), конструктивных (архитектура, дизайн), декоративно-прикладных (традиционное народное искусство, народные художественные промыслы, современное декоративное искусство и синтетических (кино, театр и т.д.). На уроках вводится игровая драматургия по изучаемой теме, прослеживаются связи с музыкой, литературой, историей, трудом. С целью накопления опыта творческого общения в программе вводятся коллективные задания. | Содержание курса данной программы составляет рисование с натуры, по памяти и по воображению различных предметов и явлений окружающего мира, создание графических композиций на темы окружающей жизни, беседы об изобразительном искусстве. Ведущее место принадлежит рисованию с натуры. В курсе предполагаются беседы и в 7 – 9 классах лекции, практические работы. | Содержание построено на основенепреходящих ценностных понятий: человек, семья, дом, народ, история, культура, искусство. Представляет собой комплексный подход в освоении художественной информации с опорой на знания учащихся в области гуманитарных и естественно-научных дисциплин. Структурированы в блоки, разделы и тематическое планирование содержания курсов, призванные обеспечить освоение учащимися 5 – 9 кл. основ художественного изображения (художественный образ и изобразительное творчество учащихся), а также основ народного и декоративно-прикладного искусства и художественной проектной деятельности. |
Особенности | Искусство не просто изучается, а проживается детьми на уроках. Содержание каждого вида искусства личностно присваивается каждым ребенком как собственный чувственный опыт. Программа предполагает высокий уровень теоретической подготовки учителя. | Реализация программы доступна специалистам различного уровня профессиональной подготовки. | Во все разделы программы включен примерный перечень художественно-дидактических игр, упражнений и творческих работ. Учителю для реализации данной программы желательно иметь специализацию декоративно-прикладного направления. |
Все выше приведенные программы существенно отличаются соотношением практического обучения художественно-творческой деятельности и знакомства детей с различными теоретическими аспектами изобразительного искусства (направлений, видов, стилей и т.д.). Однако более подробный анализ методических рекомендаций многих образовательных программ данной области показывает, что для школьного учителя в них недостаточно хорошо разработана образовательная технология на уровне управления способами и стратегиями познавательной деятельности, недостаточно полно учтены психологические аспекты развития личности.
Как известно, изобразительная деятельность человека в качестве индивидуальной потребности детского самовыражения начинается довольно рано: практически каждый ребенок уже в два года при поддержке взрослых начинает рисовать и сохраняет потребность и интерес к этой деятельности до 10 – 12 лет (у некоторых он продолжается всю жизнь).
Для первоклассников изобразительная и творческая деятельность не является чем-то абсолютно новым. Однако к концу начальной школы многие дети утрачивают свой интерес к рисованию. Наши исследования показывают, что 50% учеников 4-х классов уже не испытывают удовольствия от этой деятельности.
Данные убедительно показывают, что умение рисовать, возможность реализовать себя и достигать позитивного результата являются главными источниками мотивации к изобразительной деятельности, а их отсутствие — причинами отказа от изобразительного творчества.
В свою очередь, проведенный анализ причин неумения учащихся рисовать показывает, что еще более важной проблемой является слабая профессиональная подготовка учителя, особенно в области психолого-педагогических компетенций.
Независимо от выбранной программы обучения изобразительному искусству, все еще встречаются случаи, когда учитель дает задание детям, например, предлагая нарисовать натюрморт, без каких-либо объяснений того, как именно следует это делать. В этом случае целенаправленный педагогический процесс отсутствует, дети заняты самообразованием, и лишь немногие из них способны успешно выполнить поставленную задачу. Отчасти это объясняется тем, что многие педагоги изобразительного искусства не являются специалистами данной области. Но, к сожалению, подобная ситуация встречается и с учителями, которые имеют художественно-графическое образование. Это указывает на то, что часть педагогов не владеет в должной мере способами управления учебной деятельностью.
Особо отметим, что совершенно недопустимо преподавание предмета «Изобразительное искусство» наоснове учебно-тематического плана, составленного из фрагментов различных программ ИЛИ заданий, показавшихся учителю достаточно новыми и интересными, чтобы включить их в содержание.
Такое «лоскутное одеяло» не может иметь целостной концепции преподавания, а значит, не может быть обеспечена системность освоения содержания образования по предмету.
ВОПРОС № 13
Дата добавления: 2016-05-05; просмотров: 923;