Методика организации уроков-бесед об изобразительном искусстве и их роль в развитии личности школьника
Художественный текст требует активного собеседника, а не простого созерцателя.
В том, что многие в наше время испытывают нескрываемую скуку, глядя на серьезное произведение искусства, сказывается привычка воспринимать его как предмет потребления.
Человек начинает скучать, когда не способен со-творить, раскрывать, разыгрывать (как партитуру по нотам) изобразительный текст, разбирать и собирать его как мозаику, давать ему шанс на продолжение в своей душе, в своем кругу ассоциаций.
Проблема всестороннего восприятия произведения искусства - проблема вступления с ним в творческий диалог.
В большинстве случаев считываются лишь иллюстративные характеристики, сюжет, исторические аспекты.
Художественный образ – главное в произведении искусства, он объединяет в себе
Познание,
Отражение,
Преобразование,
Переживание
И отношение
Художественный образ - ключевая категория при построении современных концепций образования в сфере искусства и ключевая категория в воспитании навыков общения с искусством.
В 1 и 2 классе беседы об искусстве вписываются в общую структуру урока рисования, занимают не более трети общего времени, можно рассмотреть от одного до трех произведений. С 3 класса беседы об искусстве могут планироваться как самостоятельный урок. Рассматривается от трех до пяти работ. В средней и старшей школе количества работ может быть увеличено, но главное добиваться осмысленного эмоционального восприятия, не перегружать лишней информацией ( как теоретической, так и визуальной)
В процессе каждой беседы ученики и учитель не только раскрывают идейно-сюжетное содержание произведений, но и выясняют художественные средства, с помощью которых авторы картин добиваются большой выразительности в создании художественных образов людей, природы, событий и явлений жизни прошлого и настоящего. При анализе произведений выясняется значение грамотного рисунка, интересной композиции в деле создания художественных образов. Большое внимание при этом уделяется изучению композиционного строя произведений, связи композиции с содержанием картины, с идейным замыслом художника. Готовясь к проведению бесед, учитель использует специальную литературу, посвященную жизни и творчеству художников. Нередко в искусствоведческой литературе анализ картин дается больше в плане описания идейно-сюжетного содержания. Не всегда достаточно полно рассматриваются вопросы художественных средств, вопросы цветового и композиционного решения. Методика проведения бесед предусматривает ознакомление с разнообразными художественными материалами (акварелью, маслом, темперой, пастелью, карандашами, углем, сангиной, пером, фломастером и др.). Ученики должны понять, что произведения искусства в оригиналах и воспроизведенные в цветных репродукциях - это не одно и то же по глубине выразительности и образности. Разъяснение детям сущности картин, качества материалов, в которых они выполнены, художественных средств, применяемых художниками для их создания, позволяет добиться того, что ученики начинают по-иному смотреть на репродукции картин.
В процессе бесед учитель стремится вызвать у детей чувство понимания единства идеи и формы произведения. Вопросы, которые задает учитель ученикам, вытекают из объективного анализа картины, вопросо-ответная форма дает возможность учителю услышать разбор произведения самими учащимися и в то же время во многом гарантирует качество этого разбора детьми.
Темы уроков-бесед учитель определяет в соответствии с учебной программой. Спустя две-три недели после каждой беседы учитель проводит небольшие устные опросы, связанные с содержанием и художественными достоинствами изученных картин. Эти опросы позволяют выяснить качество усвоения и степень запоминания (сознательного запоминания)
Все многообразное воздействие искусства протекает в процессе восприятия его произведений. Но эффективность этого воздействия находится в прямой зависимости от культуры художественного восприятия. Художественное восприятие выступает, прежде всего, как психический процесс, который протекает под непосредственным воздействием произведения искусства. Главная особенность художественного восприятия произведений изобразительного искусства - необычайно сложная структура. Главная роль принадлежит здесь интеллектуальному постижению значений выразительно-смысловых элементов произведения, в которых заложено основное содержание художественных образов.
Итог художественного восприятия выступает как многослойная структура, в которой взаимопроникают результаты персептивных и интеллектуальных актов, постижения воплощенных в произведении художественных образов и активного творческого овладения ими, его (произведения) духовного и практического воздействия. Из этого вытекает еще одна особенность художественного восприятия: оно требует активной работы многих механизмов психики — непосредственно-отражательных и интеллектуальных, репродуктивных и продуктивных, причем их соотношение на разных уровнях восприятия различно.
Восприятие картины.
1этап. Развитие самостоятельности мышления (1-2 мин. дать почувствовать картину)
2 этап. Эмоциональное восприятие картины.1 )какое настроение вызывает картина? 2)Что вы чувствуете глядя на картину? 3)Какое состояние передает художник?
3 этап. Развитие художественного мышления уч-ся (задачи: раскрыть перед учащимися выразительные средства, вопросы должны помочь выявить художественные средства, с помощью которых художник добился того, что зрители почувствовали радость, грусть и т.д.)
4 этап. Развитие логического мышления у уч-ся. визуальное мышление - содержание картины: 1)что вы видите? 2)Кто изображен на картине? Пространственное мышление: 1)Что изображено на первом, втором плане? 2)почему предметы одного размера изображены вдали меньше чем вблизи? Логическое мышление: 1) какое время года, суток изобразил художник? как вы это определили? Вопросы нравственного аспекта: 1) Как вы думаете, можно одобрить поступок человека, которого изобразил художник?
5 этап. Развитие познавательной активности уч-ся (краткие сведения о художнике, его творчестве, об эпохе, об жизненном пути.)
6этап. Подведение итогов восприятия картины (Смысловая нагрузка определяется - как, зачем, идейное содержание).
ВОПРОС № 17
Дата добавления: 2016-05-05; просмотров: 1698;