Исторический экскурс
Реакция против католицизма, сильно проявившаяся на Западе в ХIV – первой половине ХV века, не дала желаемых результатов. Реформаторские требования соборов (Пизанского – 1409 г.; Констанцкого – 1414 г.; Базельского – 1431 г.) и отдельных личностей (Джона Виклифа, Иоанна Гуса и Савонаролы) папство сумело сделать бесплодными, и улучшения в церковной жизни не произошло.
Однако остановить реформационное движение ему не удалось: оно продолжало развиваться, захватывая собой все большие слои западно-европейского общества. К голосам других стран, где раздавались требования церковных реформ, присоединилась и Германия.
Апостолом Реформации и основателем Лютеранской Церкви был Мартин Лютер (1483-1546 гг.), сын рудокопа. Воспитанный в суровой бедности, он получил образование в католических школах и закончил его в Эрфутском университете. И из домашней обстановки, и из школьного образования Лютер вынес одностороннее представление о Боге как карающем судье, требующем от человека для своего умилостивления тяжелых подвигов. Его стал рано занимать вопрос о спасении души, и он к огорчению родителей отказался от светской карьеры и принял монашество в августинском монастыре, в Эрфурте.
Лютер был глубоким и искренним католиком. Он предался усиленным подвигам и постам, чтобы умилостивить грозное Божество, но не чувствовал успокоения.
В основном под влиянием Августина у Лютера сложился взгляд на спасение человека путем благодати через веру в Искупителя. Так, в мысли, что человек получает спасение по вере, Лютер нашел духовный покой. Позже его деятельность протекала в должности профессора Виттенбергского университета, где он и выступил в роли реформатора.
В 1510 году он побывал в Риме и был поражен неверием и богохульством в среде римского духовенства. Из Рима Лютер вернулся противником Римской Церкви. Такая Церковь, по его убеждению, не могла дать спасения человеку, и он стал учить, что только личное общение человека с Искупителем и живая сердечная вера в Него спасают человека.
В 1517 году Лютер открыто выступил против Римской Церкви. Поводом к этому послужило следующее обстоятельство. Для поддержании роскоши своего двора папа Лев под предлогом обновлении церкви святого Петра объявил продажу индульгенций.[21] Продавцом индульгенций в Германии явился грубый монах-доминиканец Тецель. Как рыночный торговец, он стал расхваливать свой товар, доставляющий как обязательное спасение грешникам на земле, так и освобождение душ умерших от мук чистилища. Лютер возмутился таким кощунством над отпущением грехов и к дверям виттенбергского храма прибил 95 тезисов против такого грубого способа спасения человеческих душ. Он коснулся и самой основы индульгенций – учения о сверхдолжных заслугах и чистилище.[22]
Тезисы Лютера в две недели облетели всю Германию и вызвали к нему общее сочувствие. Папа не обратил на это внимание, считая это обычным в то время спором между монахами. Лютер же на первых порах не затрагивал папского авторитета. Он думал, что именем папы прикрываются многие злоупотребления и что папа никоим образом не будет брать их под свою защиту. Когда же, по доносу латинских богословов, из Рима последовала папская булла с отлучением Лютера, как еретика, от Церкви, Лютер окончательно разорвал с Римской Церковью. Он назвал папскую буллу буллой антихриста и торжественно её сжег (1520 г.). Это было началом Реформации в её собственном смысле слова. 128 лет (1520-1648 гг.) шла в Германии религиозная борьба, закончившаяся Вестфальским миром (1648 г.). По Вестфальскому миру (1648 г.) последователи Лютера получили полную свободу вероисповедания и одинаковые права с католиками. Кроме названия по имени организатора своей Церкви, лютеране называются еще протестантами. Это название стало даваться им с 1529 года, когда сторонники Реформации подали письменный протест против стеснительных мер, направленных против них католиками.
Дата добавления: 2016-06-02; просмотров: 674;