Особенности вероучения и церковного устройства лютеран
По вероучению и устройству своей Церкви лютеранство гораздо дальше стоит от православия, чем католицизм. Основные положения протестантства выражаются в учении об оправдании верой и источниках христианского вероучения. Все остальные являются как бы выводами из этих положений.
По учению Лютера, человек оправдывается одной верой в Искупителя. При этом вера не есть свободное чувство человека; она возбуждается в сердце Богом, она есть дар Божий. Вера вводит человека в личное непосредственное общение с своим Искупителем. Добрые дела, порождаемые верой, в собственном смысле дела Божии. Они не составляют никакой заслуги самого человека и потому не имеют никакого значения для спасения. Равно и все другие средства спасения, признаваемые Церковью, излишни, они составляют только средоточение между человеком и Богом и отдаляют сердца верующих от его Искупителя. Вследствие этого Лютер отверг видимую Церковь, как хранительницу благодатных даров. Церковь, по его учению, есть только общество одинаково верующих людей и в существе представляет такой духовный институт, внутренняя жизнь которого не может определяться и ограничиваться какими-нибудь внешними формами. А потому Лютер отверг иерархию, как учреждение священное. Духовные лица в протестанстве – пресвитеры – такие же миряне, уполномоченные только на совершение тех или других церковных обрядов.[23]
Он отверг и таинства, как особые действия, в которых верующему сообщается благодать. Одни таинства, как крещение и покаяние, служат только знаком того, что грехи наши прощены и установилось наше общение со Христом; другие (миропомазание, священство, брак) составляют только благочестивые обряды. Только в учении о таинстве евхаристии Лютер отступил от своего взгляда на таинства. Отвергнув пресуществление хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы, Лютер однако учил, что в хлебе и вине присутствует Христос всем Своим существом и приступающий к таинству с верой вместе с хлебом вкушает Тело Христово, приступающий без веры вкушает только один хлеб.
Во имя той же оправдывающей веры Лютер отверг почитание святых, икон, мощей, а равно и все то, что установлено для укрепления человека в добродетели, как-то: посты, монашество и праздники, кроме Господних. Не придавал Лютер никакого значения и обрядности в богослужении, хотя многое осталось у него и из католичества.
Из источников вероучения Лютер признавал одно только Священное Писание и отверг церковное предание и все, что относится к области предания – определения Вселенских и Поместных Соборов, а также учение отцов Церкви. При этом в понимании и толковании Священного Писания он отверг руководящее значение Церкви и предоставил каждому верующему понимать слово Божие по своему личному разумению.
Учение лютеран изложено в Аугсбургском исповедании и его Апологии, в Большом и Малом катехизисах Лютера и Шмалькальденских членах. Эти произведения составляют символические книги протестантов.
Громадное значение в организации Протестантской Церкви, кроме Лютера, имел его друг Филипп Меланхтон, профессор греческого языка в Виттенбергском университете. Его перу принадлежат главные символичес-кие книги протестантов – Аугсбургское исповедание и его Апология(1530 г.).
Несмотря на все препятствия со стороны католиков, реформационное движение стало быстро распространяться в XVI веке за пределами Германии. Лютеранство утвердилось в Австрии, в скандинавских странах, в Прибалтике. Отдельные лютеранские общины появились в Польше, Венгрии и Франции. Лютеранская Церковь в Швеции является государственным учреждением.
В современном мире Лютеранские Евангелические Церкви наиболее влиятельны в Исландии, Дании, Норвегии, Финляндии, Германии, Латвии и Эстонии. Эстонская Евангелическая Церковь возглавляется архиепископом. Много Лютеранских Церквей в Северной Америке. В Латинской Америке лютеранство исповедуется в Бразилии. В странах Азии лютеран мало, больше чувствуется их влияние в Африке, где Лютеранские Церкви имеются в Эфиопии, Судане, Камеруне, Либерии и других странах.
Всего в мире насчитывается около 75 миллионов лютеран.
Дата добавления: 2016-06-02; просмотров: 753;