Состояние христианской жизни
Христианская жизнь в Греко-Восточной Церкви в описываемую эпоху представляет мало светлых и привлекательных сторон. Нравственный упадок, обнаруживающийся в жизни восточных христиан в предшествовавшие века, в XI-XV веках, продолжал усугубляться. Святые истины христианской нравственности или были забыты, или стали мертвыми, неприлагаемыми к жизни правилами.
Византийский историк Никифор Григора, говоря об общем упадке нравственности в связи с исчезновением обычая учить народ в домах и семейном кругу, таким образом описывает нравственное состояние современного ему общества: «Все слилось в безразличную массу, люди впали в бессмысленное состояние, и не стало человека, который бы сам мог решить, что полезно и какими признаками отличается благочестие от нечестия». Если мы и встречаем в греческом обществе проявления, по-видимому, благочестивой нравственности, каковы постройка императорами церквей, монастырей, раздавание милостыни, усердие к богослужению, стремление многих проводить монашескую жизнь и т.п., то в большинстве случаев это было только внешним религиозным лицемерием.
Императорский престол стал средоточием придворных интриг. Да и сами императоры были, по большей части, людьми без строгих религиозных убеждений и нравственных правил; весьма часто они продавали свою православную веру за ожидаемую с Запада помощь, а в делах управления и в отношениях к подданным являлись жестокими тиранами, попиравшими все нравственные законы.
Высшие классы общества находились в состоянии распущенной жизни, грабили казну для удовлетворения особенно развившейся в то время страсти к роскоши, участвовали в придворных интригах и заговорах против императора. Суеверия проникали во все классы общества, не исключая императоров. Астрология, магия, прорицание, гадания и т.п. были в большой моде. «Известно, - говорит Никита Хониат, - что наши императоры и шагу не смеют ступить, не посоветовавшись наперед с положением звезд».
Действительно, покорность астрологии доходила до того, что императоры не хотели начинать сражения или не переезжали из одного дворца в другой, если по астрологическим данным приходилось то и другое в несчастные дни. Императоры верили также во всякого рода волшебников, гадателей и прорицателей и нисколько не стыдились обращаться к ним с запросами о своем царствовании или о своих преемниках. Например, Андроник Комнин всецело верил одному прорицателю, который гадал на кофейной гуще, и все его бредни принимал за истину.
Духовенство, от которого следовало бы ожидать истинно-христианской жизни, также было деморализовано. Многие из патриархов, забывая своё святительское служение, принимали участие в придворных интригах, а некоторые из них вели жизнь предосудительную. Епархиальные архиереи вместо того, чтобы заниматься управлением своими епархиями, приезжали часто без нужды в Константинополь и подолгу проживали здесь, интригуя друг против друга и против патриарха.
По рассказу Никифора Григоры, строгий патриарх Афанасий, живший в конце XIII века, высылая из Константинополя епископов и митрополитов в их епархии и запрещая другим приезжать, говорил: «Проживая здесь, пусть не наговаривают друг на друга и на меня самого, - они обязаны быть учителями мира...». «Каждому, - говорил он, - следует пасти врученную ему паству, как патриарх пасет столичную и руководит своих овец, находясь при них же, а не проживать в столице и только получать оттуда доходы».
Лица других степеней клира также не отличались благочестивой жизнью. Нравственная порча коснулась монашеского сословия. Древние монастырские уставы строго не соблюдались. Однако не одни только мрачные стороны представляет нам жизнь восточных христиан этого времени: мы видим в ней и светлые стороны. Церковь никогда не оскудевала праведниками, они были и в описываемое время.
Кроме истинно благочестивых пастырей Церкви, с которыми мы встречались в настоящем периоде, было много и других благочестивых христиан. Только люди добродетельные в эпоху политических волнений и упадка государственной и общественной жизни в империи скрывались от общества, поэтому мы не видим проявления их благочестивой деятельности, хотя и знаем, что многие из восточных христиан терпели преследования за веру от сарацин, турок и латинян, а некоторые принимали даже мученичество.
Студийские и афонские монастыри со своими иноками были прекрасными исключениями. В студийских монастырях сохранились полностью правила Феодора Студита, и монахи студийские всегда отличались строгостью жизни и ревностью в вере.
Афон по праву назвали Святой горой. Здесь по всей строгости было восстановлено древнее монашество, отшельническое и общежительное. Одни иноки подвизались в совершенном уединении, в одиночку, по двое или по трое вместе, другие соединялись в общежития под управлением одного аввы, избираемого ими ежегодно, вместе совершали богослужение и вместе добывали трудом средства к жизни, хотя жили в отдельных кельях и, получая на свое содержание припасы от монастыря, имели каждый свое отдельное хозяйство. Иные же, наконец, проводили общежительную жизнь по тем правилам, которые дал великий Пахомий, - не имели своей собственности, носили одинаковое платье, ели одинаковую пищу, несли одинаковые труды по добыванию средств к жизни, подчинялись одинаковым правилам послушания и т.п.
Глава XII
Дата добавления: 2016-06-02; просмотров: 695;