Архиепископ Солунский Симеон

 

Солунский архиепископ Симеон (§ 1429 г.) известен как горячий про­тивник унии, ревностный и образованный пастырь XV в. Он оста­вил после себя сочинения о вере, обрядах и таинствах цер­ковных, где он излагает православное учение с опровержением еретиков, в том числе и латинян, а, с другой стороны, дает превосходнейшее изъяснение о храме, церковных обрядах и та­инствах.

Архиепископ Ефесский Марк

 

Марк, архиепископ Ефесский (§ 1450 г.), жил в первой половине XV века. Его деятельность в пользу православия и ревность по вере известны из истории Флорентийской унии. На смертном одре он умолил патриарха Константинопольского Ген­надия продолжать борьбу с латинянами. Из сочинений его из­вестны: «Послание о Флорентийском соборе»; «Окружное послание ко всем, живущим на земле», о том же соборе; «Рассуждение об освящении Святых Даров» и др. Греческой Церковью причис­лен к лику святых.

Богомильская ересь

 

Ересь богомилов стоит в тесной связи с ересью павликиан.[11] Византийское правительство с целью ослабления павликианства, значительную часть еретиков переселило из Армении во Фракию. Здесь павликианства пустило глубокие корни и под влиянием новых условий сложилось в особую еретическую систему, получившую название богомильства. С особой силой богомильство распространилось в XI-XII вв. в Болгарии. Название богомилов производят от слов: «Бог и милуй», или «Богу милый». Но вер­нее при выяснении этимологии слова нужно исходить от некоего Богомила, который, если и не был первым основателем богомильского учения, то был наиболее решительным распространителем его в Болгарии. За очевидную же связь богомилов с павликианами их называли павликианами и армянами, а также и манихеями, по сходству их учения в некоторых пунктах с учением этих древ­них еретиков. В основе учения богомилов лежит дуализм – приз­нание двух начал в мире: доброго и злого. Но одни богомилы допускали дуализм в смягченной форме, считая злое начало отпадшим от Бога добрым ангелом, другие держались абсолютного дуализма, признавая злое началом, существующим от вечности.

Учение богомилов о мироздании можно свести к следующим положениям. Существуют два Бога – творца: добрый и злой. Им обязаны своим происхождением миры духовный и материальный. Благой Бог создал духовный ангельский мир; неустроенную не­видимую землю, или первобытный хаос. Во главе ангельского ду­ховного мира стоял первородный сын благого Бога Сатанаил. Воз­гордившись своим достоинством, он возмутился против Отца и соблазнил к тому некоторых подчинённых ему ангелов. За это он был низвержен с неба. Из первобытного бесформенного хаоса он соз­дал этот видимый мир и сотворил тело человека. Все его попытки оживить тело человека и вдунуть в него дыхание жизни были безуспешны. Тогда он обратился с просьбой к своему Небесному Отцу, чтобы он послал свой божественный дух для оживления созданного им тела человека. При этом обещал он, что люди своей духовной природой будут восполнять число падших ан­гелов, а над телесной природой человека он будет властвовать сам: Небесный Отец послал своё дыхание и оживил тело Адама. Таким же образом создана была и Ева.

Но Сатанаил изменил своему обещанию и решил овладеть вполне человеческой и ду­ховной субстанцией и отвлечь человека от его Небесного Отца. Он вошел в змия и соблазнил Еву. Плодом этого соблазна яви­лось потомство Сатанаила в лице Каина и сестры его Коломены. Представителем же доброго потомства Адама явился Авель, но он убит был Каином. Как добрый сын Адама погиб от злого по­томка Сатанаила, так и все доброе и духовное в человечестве должно было погибнуть от замыслов Сатанаила. И Сатанаил, дей­ствительно, поработил себе все человечество. Он властвовал над людьми до пришествия Христа в течение всего Ветхого За­вета. Ветхозаветный закон, направленный к порабощению людей, был делом Сатанаила. В этом отрицании значения ветхозаветно­го откровения, как подготовительной ступени к Новому Завету, богомилы сходятся с гностиками сирийского направления.

Чтобы сокрушить силу Сатанаила и спасти людей от его власти, Небес­ный Отец, спустя 5500 лет от сотворения мира, из сердца сво­его отрыгнул божественное слово, другого Сына, Иисуса, кото­рый как начальник добрых ангелов, носил еще имя Михаила. Слово сошло с небес, вошло в правое ухо Девы и также вышло из неё, и явилось в виде человека, хотя и без человеческого тела. Вся жизнь и дела Христа были призрачны. Сатанаил не узнал в лице Христа своего противника и вступил с ним в борьбу, как с человеком, который вредит его владычеству над миром, он возбудил против него злобу людей и довел его до смерти. Но Иисус воскрес и во всем своем божественном величии явился Сатанаилу, заковал его в цепи и отнял у него остатки божествен­ной силы и могущества, заключавшиеся в конечном слоге его име­ни «ил».

Превратившись из Сатанаила в сатану, он был заключен в тартар. По вознесении Христа на небо, Бог для довершения спасения людей произвел из себя вторую силу – Святого Духа. Окончательным процессом мировой жизни будет освобождение все­го духовного от плотского и материального. Души человеческие займут своё место в царстве Небесного Отца. Все материальное опять превратится в хаос. Иисус и Дух Святой лишатся своего отдельного бытия и сольются с Богом Отцом.

Отрицая и порицая все ветхозаветное, богомилы не признавали и Церкви Новозавет­ной. Она представлялась для них учреждением плотским, где господствует сатана, они отвергали церковное учение, таин­ства, иерархию, почитание креста, икон, мощей, призывание в молитвах Богородицы, святых и вообще всю церковную обрядность. Богослужение считали многословием и признавали только одну молитву Господню. Праздников Православной Церкви не призна­вали, но посты соблюдали, постились в понедельник, среду и пяток, их иерархия состояла из учителей и апостолов; в каж­дой общине был учитель и при нем 12 апостолов.

Нравственное учение богомилов отличалось сурово аскети­ческим характером. Так как все земное и материальное, в том числе и человеческое тело, есть создание сатаны, то они учили удалять­ся от мира со всеми его прелестями и изнурять тело посредством разных подвигов воздержания. Они запрещали вино, мясо и брак. Убийство человека и даже всякого животного, кроме змей, дья­вольских животных; решительно воспрещалось, а потому они со­вершенно отрицали войну; равно не дозволялась присяга и вся­кие показания на суде. Особенно строго соблюдались эти тре­бования активными членами секты сравнительно с простыми веру­ющими. Для простых же верующих делались послабления: они мог­ли вступать в брак, владеть имуществом, участвовать в войне. Источником своего вероучения богомилы признавали Священное Писание Нового Завета, но толковали его аллегорически, при­менительно к своему учению. Кроме того, богомилы распростра­няли свою литературу главным образом апокрифического характера.

Богомильская ересь из Болгарии, как из своего центра, быстро распространилась по другим странам. В начале XII века её сильное гнездо было обнаружено и Константинополе не только среди ми­рян, но и среди духовенства. Ересь проникала даже в аристо­кратические круги и распространялась тайно. Император Алек­сий Комнин был этим обеспокоен. Ему удалось узнать, что во главе еретиков стоит некий монах Василий, бывший прежде вра­чом. Император с особым умыслом пригласил его во дворец, ока­зал ему почести, посадил за свой стол и открыл ему своё на­мерение перейти в общество, основанное Василием. Василий до­верительно сообщил императору все, касающееся богомилов. Меж­ду тем император за занавес посадил секретаря – скорописца, который все речи Василия занес в протокол. Как только Ва­силий окончил давать свои показания, то, к его удивлению, занавеска поднялась, и его глазам представилось целое собра­ние из высших духовных и светских лиц столицы, и над ним начался суд. Василий не отказался от своих слов и был брошен в тюрьму.

При следствии было оговорено много лиц из всех сословий. Из арестованных одни сознались, что действительно принадлежали к ереси, другие отказались подтвердить свою при­частность к секте. Чтобы отделить виновных от невиновных, им­ператор употребил следующую хитрость. Он приказал всех, не сознавшихся в ереси, вывести на открытую площадь. Здесь сло­жены были два костра. Над одним из них был поставлен боль­шой крест. Обвиняемым было объявлено о решении их всех ожечь, за невозможностью отличить православных от еретиков. Те, ко­торые желают умереть православными, должны приблизиться к костру, над которым поставлен крест. Когда произошло разде­ление осужденных на две партии, для императора стало ясно, кто из осужденных действительно принадлежал к еретической партии. Эти последние были снова заключены в тюрьму. Сожжен был один Василий.

Однако этими мерами ересь не была уничтожена, однако ее открытая пропаганда на Востоке была приостановлена. Тайным образом, в отдельных глухих скитах и монастырях секта богомилов продолжала существовать. Известно, что в XIII веке патриарх Герман (1221-1239 гг.) в своих беседах восставал про­тив богомильских мнений, ещё существовавших в Константинополь­ской Церкви. После того, как начались преследования богомилов, последователи ее из Болгарии частично проникли в Россию.

 








Дата добавления: 2016-06-02; просмотров: 776;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.005 сек.