ДУХОВНОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ И ЕРЕСИ
Общая характеристика
При Комнинах и Палеологах духовное просвещение в Греко-Восточной Церкви набирало новые силы. Многие из Комнинов и Палеологов имели богословское образование, любили заниматься богословскими вопросами сами и оказывали покровительство научной богословской деятельности других.
Средоточием просвещения как светского так и духовного являлся Константинополь, где был университет и высшая патриаршая школа, и Фессалоники, или Солунь. По своему характеру научно-богословская и литературная деятельность состояла, как и в IX веке, в основном, в изучении древних творений греческих отцов и учителей Церкви.
Изучение древних отеческих творений вызывалось также попытками к соединению Церквей. Одни хотели найти в творениях отцов оправдание особенностям в учении Римской Церкви, другие, и большинство, напротив, искали и находили в них опровержение этим особенностям. Кроме того, изучались античная философия и сочинения языческих писателей. Результатом такого стремления к духовному просвещению в века Комнинов и Палеологов было обилие богословской литературы.
Мы видим много писателей, замечательных и посредственных, которые в своих сочинениях касаются всех отраслей богословского знания. Так, они излагают догматическое учение, ведут полемику с латинянами и еретиками, опровергают магометян, иудеев и язычников; составляют толкования на Священное Писание, изъясняют каноны Церкви; пишут нравоучительные сочинения и т.п. Однако произведения писателей этого времени отличаются компиляцией наследия прошлого.
Выдающиеся писатели в век Комнинов (1050-1250 гг.)
Михаил Пселл
Михаил Пселл (§ 1106 г.) – видный политический деятель, дипломат, философ, врач, историк, математик, учёный-энциклопедист. Его литературная деятельность отражает характер и направление просвещения его времени.
В одном из своих сочинений он говорит о догматическом и нравственном учении, излагает коротко содержание всех наук и в заключение пишет о кулинарном искусстве. Эта необыкновенная широта интересов Пселла и умение применить античный материал для различных целей были характерны для эпохи Комнинского возрождения.
Михаил Пселл воспитывался в Афинах, около половины XI века был в Константинополе учителем философии и сенатором, а потом воспитателем детей императора Константина Дуки (1059-1067 гг.) и имел большое влияние на государственные дела. В правление своего воспитанника впал в немилость и ушел в монастырь (около 1076 г.). Из сочинений Пселла богословского содержания наиболее замечательны: толкование на «Песнь Песней», главы «О Святой Троице» и «О Лице Иисуса Христа»; из литературных трудов: «О риторике», «Стиль Григория Богослова, Василия Великого, Иоанна Златоусты и Григория Нисского».
Дата добавления: 2016-06-02; просмотров: 918;