Упадок папского могущества. Великий раскол

 

Для укрепления своего положения папство было вынуждено повести ещё одну борьбу – борьбу с императорским домом Гонгенштауфенов, которая практически продолжалась 100 лет. Одержав над ним победу, папство стало выдыхаться, в политическом отно­шении ослабело. Победа над этим домом означала начало конца папского величия. Папский двор оказался в тисках двух сопер­ников. С одной стороны, угрожал Карл Анжуйский. Подчинив не без помощи папы Неаполь и Сицилию, он стремился занять гос­подствующее положение в Италии.

Но опаснее была угроза папскому могуществу со стороны французского короля Филиппа Красивого (1285-1315 гг.). Римский папа уже как бы традиционно вмешивался в дела государей. Од­нако Филипп нарушил эту традицию, отклонив посредничество Рим­ского папы Бонифация VIII в войне с английским королём Эдуардом I. Но еще большее раздражение папы вызвало обложение французского духовенства податями для покрытия военных расходов. В 1296 году папа издал буллу, где, не упоминая короля, угрожая отлучением от Церкви всех мирян, налагающих подати на духовенство, а также клира, который их уплачивал.

Филипп ответил на буллу запрещением вывозить из Франции драгоценные металлы. Так как вследствие такого распоряжения папа терял свои доходы во Франции, то он должен был уступить. Состоялось временное примирение между папой и королём. Филипп принял даже предложение папы о посредничестве. Но, когда Бонифаций, в своей роли третейского судьи, начал поддерживать ан­глийского короля, враждебные отношения между ним и Филиппом возобновились. Затем, чтобы заинтересовать в борьбе с папой всю французскую нацию, Филипп созвал в 1302 году депутатов от всех сословий государства, которые торжественно заявили, что ко­роль получил корону непосредственно от Бога, а не от папы. С этим согласилось и французское духовенство.

Собор в Риме осудил действия французов, а папа издал зна­менитую буллу «Unam Sinctam», в которой раз­вил с полной определенностью теократическую теорию Григория VII. Христос вручил Церкви два меча, говорилось в булле, символ двух властей – духовной и светской. И та, и другая власть установле­на в пользу Церкви. Духовная власть выше власти светской, как душа выше тела, и поэтому, как тело находится в подчинении у души, так и светская власть должна находиться в подчинении у духовной. Только при этом подчинении светская власть может с пользой служить Церкви. В случае злоупотреблений светской власти она должна быть судима властью духовной; духовная же власть ни от кого не судится.

На новом собрании представителей французского государства юрист Вильгельм Ногаре обвинил папу в различных преступлениях и предложил уполномочить короля арестовать его для суда. В 1303 году Бонифаций проклял Филиппа и наложил на Францию ин­тердикт. Филипп собрал третье собрание. Здесь его ловкие юрис­ты обвинили Бонифация в симонии и других преступлениях, в том числе несуществующих, например, в волшебстве, вследствие чего было решено немедленно собрать Вселенский собор в Лионе для суда над папой и для оправдания короля. Потрясенный всем случившимся, папа скончался в этом же году.

Преемник Бонифация Бенедикт XI, сознававший, что его предшественник действовал слишком круто, старался примириться с Францией, но он через восемь месяцев умер (1304 г.). При выборе нового папы предпочтение было отдано французу архиепис­копу Бордосскому, взошедшему на престол под именем Климента V (1305-1314 гг.).

Филипп Красивый, без сомнения, имевший влияние на выбор, взял с нового папы клятву уничтожить все распоряжения Бонифация относительно его, осудить Бонифация и уничтожить орден Тамплиеров.[8] Опасаясь встретить неприятности в Риме за свою уступчивость Франции, Климент решил остаться во Франции навсег­да, вызвал туда кардиналов и в 1309 году утвердил своё место­пребывание в Авиньоне. Здесь папы находились до 1377 года, и это почти 70-ти летнее их в Авиньоне известно в истории как «Авинь­онское пленение пап». Авиньонские папы, начиная с Климента V, были в полной зависимости от французских королей и действова­ли под их влиянием; в то же время они почти все вели жизнь, недостойную звания верховных первосвященников, чем еще более ослаблялось их влияние.

Даже в Италии власть пап значительно упала. В папской области только по форме признавали папу повелителем, а на са­мом деле ни он, ни его наместники и легаты не имели никакого влияния на управление. Ревнители папcтва опасаясь уничтожения папства как такового, думали о возвращении римского первосвя­щенника обратно в Италию. Григорий XI (1370-1378 гг.) пере­нес, наконец, в 1377 году свою резиденцию в Рим, где вскоре и умер.

Со смертью Григория XI в Римской Церкви начался, так называе­мый великий раскол. В папской курии большинство кардиналов сос­тавляли французы, приехавшие из Авиньона. Они наcтаивали на избрании папой француза, но народ римский требовал, чтобы им был римлянин.

Наконец, был выбран итальянец Урбан VI (1379-1389 гг.), человек крутого и даже жесткого характера. Новый папа начал своё правление исправлением нравов клира, коснулся он и кар­диналов. Оскорбленные этим французские кардиналы, захватив папские драгоценности, уехали из Рима, объявив избрание Урбана недействительным, и выбрали своего папу Климента VII (1379-1394) который вскоре поселился в Авиньоне. Климента признали Франция, Неаполь и Испания; Урбана – остальные государства. Таким обра­зом, в Римской Церкви образовалось двоевластие.

С наступлением в Римской Церкви великого раскола запад­ный христианский мир, привыкший смотреть на папу как на еди­ного главу Церкви, очень соблазнился этим явлением, а папы, как римские, так и авиньонские, своей распущенной жизнью, инт­ригами и проклятиями друг на друга ещё больше усиливали соблазн. Упала и церковная дисциплина. При таком положении церковных дел стали раздаваться голоса, что только при посредстве Вселенского собора можно достигнуть прекращение раскола и уничтожения церковных злоупотреблений.

В 1409 году в Пизе был созван собор. Но несмотря на иск­реннее желание освободить Церковь от двоевластия, собор не достиг своей цели, ограничившись выводами, что папа может быть привлечен к ответственности через собор как судебную инстан­цию. Пизанский собор потребовал к суду обоих пап и, когда те не явились, объявил их низложенными. Но кардиналы постарались убедить собор в необходимости избрания нового папы, под ру­ководством которого и могут быть произведены реформы. Им был избран папа Александр V (1409-1410 гг.). В этом заключалась вся ошибка собора. Александр, ссылаясь на то, что для предпо­лагаемых преобразований необходима подготовительная работа, распустил собор с обещанием созвать его вновь через три года. Таким образом, собор ничего не сделал, и Римская Церковь по­лучила третьего папу. Смерть Александра V в 1410 году не сня­ла проблемы законного папы.

Преемником Александра стал кардиналом Валтасар Косса, занявший папский престол под именем Иоанна XXIII (1410-1415 гг.). Иоанн вновь собрал собор. Однако собор был открыт не в Риме, где Иоанн мог иметь влияние на его решения, а в немецком горо­де Констанце в 1414 году в присутствии императора Сигизмунда и другой знати. Собор не имел успеха, он подтвердил право суда над папой, низложил Иоанна XXIII, объявил низложенным антипапу, объявившегося в Испании.

В период понтификата Мартина V (1417-1431 гг.) все ан­типапы скончались и раскол прекратился, но авторитет намест­ников апостола Петра в католическом мире был значительно по­дорван. Средневековая политика Святейшего Престола завершилась протестантизмом, разделившим Римскую Церковь и ознаменовавшим собой победу над папским абсолютизмом. В результате после бы­лого папского могущества встала проблема стабилизации его власти и авторитета в христианском мире. Выполнить эту задачу и вернуть папcтву утерянный престиж взяли на себя орден ие­зуитов,[9] основанный в 1540 году и Тридентский собор (1545-1563).

Собор умело привел епископат Римско-Католической Церкви к полной зависимости от папы и выработал следующие постановле­ния:

1. Сохранение безбрачия духовенства.

2. Улучшение образо­вания будущих священнослужителей.

3. Подтверждение добрых дел для спасения (в противовес протестантскому учению).

4. Сохра­нение семи таинств.

5. Сохранение латыни, как церковного языка и запрещение клиру и пастве изучать Священное Писание на ином языке.

6. Развитие миссионерской деятельности во всем мире.

Тридентское «Исповедание веры», утвержденное собором, об­лекло Римско-Католическую Церковь в её современные формы.


Глава IX








Дата добавления: 2016-06-02; просмотров: 788;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.007 сек.